Это — вариант материала на русском языке.
Версію українською можна знайти тут.
Алина Маршал — известный в Украине модельер, когда-то она даже создавала шляпки для Лаймы Вайкуле. На стене в мастерской несколько флагов, но латвийский — на почётном месте, поскольку именно Латвия помогла Алине и ее мужу Олегу Макарову реализовать заветное дело – обеспечить украинскую армию машиной для эвакуации раненых.
А началось все с истории их единственного сына – Остапа, павшего летом, в боях под Запорожьем. Остапу на тот момент было 28 лет.
«Оказалось, что сын уже был ранен, но он пытался спасти и своего раненого товарища. И оба наступили на мину. Они все еще были тяжело ранены, их не удалось спасти и вывести с поля боя. Их не бросили. Была попытка эвакуации. На шестые сутки россияне забрали раненых и сожгли.
Моего сына сожгли раненого, но не сдавшегося»,
— говорит Олег.
Родители, потерявшие детей, часто закрываются от боли, словно в скорлупе, рассказывают Олег и Алина, и какое-то время это происходило и с ними.
«Это такое большое горе, что вы наполняетесь горечью и чувством несправедливости, что не можете ничего изменить. И ты злишься на весь мир и на все, что происходит вокруг тебя. И, конечно, то же самое было и с нами», — вспоминает Алина.
Чтобы не сойти с ума от потери единственного сына пара начала думать, что можно сделать.
«Нашего сына спасти не удалось, но война продолжается, и поскольку мы всегда помогали, то уже тогда думали о том, чего не хватает. И действительно,
если бы рядом была гусеничная эвакуационная машина в тот момент, когда сын отстреливался раненый, он был бы спасен. Поэтому мы решили спасти других детей. Все дети, те, кто находится на войне, — тоже наши дети»,
— говорит Олег.
Родители павшего воина создали проект под названием «Я прикрою», который предназначен для всех, кто может чем-либо помочь украинским солдатам. Алина, испытывая сильную боль, записала в своей мастерской видео с призывом помочь пожертвовать на гусеничную спасательную машину. И произошло чудо.
За короткое время откликнулись многие люди, в том числе семьи, потерявшие детей на войне.
Удалось собрать средства даже на две эвакуационные машины общей стоимостью несколько десятков тысяч евро, которые производятся в Швеции. И в конце концов их удалось найти в Латвии.
Алина поехала в Ригу с Ольгой, волонтером из Одессы, потому что Олегу не разрешено покидать страну из-за войны.
«Когда Алина уезжала из Одессы, рядом с нами еще купались в море, а в Латвии лежал снег. Она звонит мне и говорит – я на Севере Европы. Кругом снег и огромные латвийские викинги. Все бородатые», — вспоминает Олег.
Вместе с Агни, механиком, которого они встретили в Латвии, фондом помощи Tev и организацией «Ангелы для Украины» удалось найти вездеходы, которые вскоре оказались в Украине. Олег и Алина от всего сердца благодарны народу Латвии.
«Ваша страна действительно открыла нам сердце. Мы не знали, что вы приедете. Ваш флаг всегда был здесь. Всегда!»
— подчеркивает Олег.
Первая машина, которую привезли в Одессу, сейчас находится в надежном месте и ждет выхода на поле боя. Вездеход полностью оборудован всем необходимым и готов к немедленному использованию. И он особенный, потому что назван в честь позывного павшего Остапа — «Макар».
В районе, где живут Олег и Алина, в память об их сыне создан мурал. Его нарисовал украинский художник Андрей Ермоленко по собственной инициативе. На картине Остап изображен с крыльями ангела, несущим с поля боя раненого товарища. Именно здесь эвакуационная машина была торжественно передана добровольческому медицинскому отряду украинской армии, товарищам павшего Остапа.
«Знаете, я иногда так думаю, когда говорят об Остапе, интересно, смогу ли я это сделать? Откуда у этих ребят такая сила? И я скажу так – за ними вся Украина. Моего сына больше нет, но я горжусь им. Наш сын дает нам силы для того, что мы делаем, чтобы люди в нас верили. У нашего сына осталась маленькая девочка, наша внучка. Сейчас ей год. Остап видел ее только один раз в жизни. Она родилась, когда он был на фронте», — рассказывает Олег.
«Но он все равно был там, иначе он не мог. Это поколение, которое не может поступить иначе»,
— добавляет Алина.
«Они родились в Украине. В независимой Украине. Он сражался за свою страну, за всех нас», — говорит Олег.
Остап погиб на поле боя, поскольку к нему не смогли добраться спасательные машины. Сейчас Олег и Алина собирают деньги на такие необходимые врачам гусеничные эвакуаторы.