Стоит ли протест жизни хоть одного человека? В ноябре прошлого года никто не знал, что в активистов будут стрелять. Сегодня мнения экспертов о событиях Майдана отличаются.
"Встречаемся в половину одинадцатого под Монументом независимости. Одевайтесь тепло, берите с собой зонтики, чай, кофе и друзей". Тогда клич в "Твиттере" собрал около 2 тысяч человек на протест против решения тогдашней власти приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое, к слову, было подписано только 6 сентября 2014 года.
По данным Минздрава Украины, в ходе акций протеста в Киеве и в регионах в общей сложности погибли 106 человек. Латвийский политолог Карлис Даукштс подчеркивает, что до сих пор неизвестно, кто ответит за их смерть в этом перевороте.
"Непонятно до сих пор и не раскрыто, кто виноват в гибели людей на Майдане - этой "небесной сотни". Это сплотило одну часть населения, и в то же самое время пробудило страх разоблачения у другой. Я не думаю, что это, как говорят, был государственный переворот. Думаю, что тут речь о слабости режима, их неспособность урегулировать нормальными методами эти протесты, их жадность", - отмечает Даукштс.
30 ноября на Майдане пролилась первая кровь. Киевская милиция потребовала освободить площадь для того, чтобы подготовить её к празднованию Нового года. Участники протестов проигнорировали это требование. Агрессия переросла в столкновение. В декабре же на Площади Независимости собрались сотни тысяч протестующих. Они требовали отставки правительства и президента Януковича.
Люди Майдана стояли за европейские ценности, заявил LTV 7 украинский политолог, профессор Киево-Могилянской академии Алексей Гарань.
"Где еще можно найти примеры, когда люди умирали под флагами Европейского союза, за Европейский союз, на баррикадах? Общее отношение в Киеве, в Украине - это героическое событие, которое привело к свержению диктаторского и тотально коррумпированного кровавого режима. После этого было подписано и ратифицировано соглашение об ассоциации с европейским союзом, которое и стало толчком к появлению Евромайдана. Была возвращена конституционная реформа 2004 года. В результате этого мы получили сбалансированную систему власти. Были проведены демократические и состязательные выборы. В парламенте формируется проевропейское большинство", - заявил Алексей Гарань.
В свою очередь, российский политолог и публицист Александр Нагорный настроен куда скептичнее:
"Если говорить об объективных результатах, то это приблизительно 40 тысяч убитых в гражданской войне. Сколько раненых - никто не считал. Огромное количество людей, которые вымирают сейчас в холодных квартирах. Непрекрытый бандитизм. Обнищание. И де-факто, конечно, скатывание украинского общества в архаику, ближе к отсталым методам госустройства. Если в совокупности взять, то это и будет обобщающий результат Майдана”
В январе-феврале 2014 года произошли очередные столкновения. В этот раз они завершились сменой действующей власти Президента Украины Виктора Януковича и формированием нового правительства. Латвийцы же опасаются повторения украинского сценария у себя дома, считает политолог Карлис Даукштс. По его словам, начальная фаза Евромайдана напоминала "Балтийский путь".
"Отношение к Украине, Крыму раскалывает семьи. Это стало лакмусовой бумажкой. Как ты относитшься к Крыму, так и я отношусь к тебе", - отметил эксперт.
Сегодня, спустя год после начала бурных событий ноября 2013-го, баррикады на Майдане Незалежности разобрали, большинство протестующих разъехалось по домам. Однако люди не забыли его символического значения, и до сих пор используют площадь в качестве места народных собраний.