Средства, выделяемые ЕС на противодействие пропаганде РФ — недостаточны, признали в Европарламенте

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет и 9 месяцев назад

Оперативная рабочая группа по стратегической коммуникации (East StratCom Task Force) Европейской службы внешних связей в условии фактической гибридной войны работает с ограниченными финансовыми ресурсами. В такой ситуации противостоять «фабрикам троллей» чрезвычайно трудно, признали европейские дипломаты и представители НАТО в Европарламенте. «Найти деньги несложно, только надо стремиться к этому. А стремления нет… Мы эту битву теперь проигрываем», — заявил Rus.LSM.lv известный чешский писатель и журналист, ныне евродепутат Яромир Штетина.

КОНТЕКСТ

 

На прошлой неделе Европейская служба внешних связей объявила о запуске своего нового русскоязычного сайта: «Миллионы людей во всем мире говорят по-русски и понимают русский язык. В ичх число входят не только жители России, но и многие граждан стран-членов Европейского Союза и Восточного партнерства ЕС. Для Европейского Союза стратегически важно сделать так, чтобы его политика была услышана и понята теми, кто предпочитает читать по-русски», — говорилось в официальном заявлении.

 

Помимо материалов о санкциях, ситуации в Украине, действиях на Ближнем Востоке и других материалов на сайте публикуются еженедельные «Обзоры дезинформации». Они составляются с помощью сети экспертов, объединяющей в более чем 30 странах свыше четырехсот журналистов и чиновников, а также НГО и аналитических центров, которые  сообщают группе о фактах дезинформации в масс-медиа. Группа настаивает, что не занимается контрпропагандой.

Способности Европейской службы внешних связей дотянуться до аудиторий в государствах самого ЕС ограничены — для этого ей нужна помощь этих самих стран-участниц, признал руководитель East StratCom Task Force Джайлс Портман на прошедшем в Брюсселе заседании подкомитета Европейского Парламента по безопасности и обороне. Из стран Восточного партнерства приоритетными являются Грузия, Молдова и Украина. Кроме того, добавил дипломат, «мы хотим иметь возможность обращаться и к людям в Западных Балканах».

East StratCom Task Forc, как уже писал Rus.lsm.lv, была создана после того, как в марте прошлого года Совет ЕС поручил руководителю Европейской службы внешних связей Федерике Могерини обеспечить «эффективную коммуникацию и продвижение политики ЕС», а также укрепить медийное пространство в странах Восточного партнерства и государствах-членах ЕС. Почти год назад лидеры ЕС предложили также «усовершенствовать механизмы, позволяющие ЕС предвидеть, давать оценку  и реагировать на дезинформацию, распространяемую внешними субъектами».

ДОСЛОВНО

Rus.LSM.lv попросил о комментарии Яромира Штетину, известного чешского писателя, журналиста, общественного деятеля и депутата Европарламента:

— Вы задали (руководителю East StratCom Task Force) Джайлсу Портману вопрос о том, как финансируется его служба и ее «одинокая борьба». Он упомянул цифру в 11 миллионов евро. Вы попросили его сравнить это с бюджетом телеканала Russia Today.

— Я знаю, что финансов мало, и что Еврокомиссия, а именно ее шеф [Жан-Клод Юнкер], недооценивает опасность российской пропаганды. Мы уже в состоянии гибридной войны с Россией и мы эту войну теперь проигрываем. Москва в принципе стремятся к тому, чтобы развалить Евросоюз. А мы сидим и смотрим. Это надо просто большими деньгами поддержать. Девять человек... ЧТО могут сделать 9 человек против такой фабрики троллей? В Питере их работают сотни и за деньги готовят эту пропаганду.

— Весь прошлый год шли разговоры о том, как противостоять этой фабрике, рассматривали возможность создания единого европейского новостного телеканала на русском языке. Эти инициативы остались на уровне доклада и рекомендаций (Европейского Фонда в поддержку демократии, European Endowment for Democracy). Что, по-вашему, можно было сделать реально?

— Я думаю, что телеканал должен быть. C радио лучше: эту роль выполняют Радио «Свобода»/«Свободная Европа». Но телевидение — это самое мощное оружие. Есть такие попытки, например, мой друг Олег Панфилов, который уехал из России и живет теперь в Грузии, пробовал создать для русскоязычных граждан, которые живут на Кавказе, телевидение. Уже у него был спутник [для ретрансляции] — французский. В последний момент французы отказались, потому что не хотели ссориться с Москвой. Ему осталось только делать телевидение по Интернету...

— Вы считаете, что можно было найти деньги в Европейской Комиссии, в Евросоюзе на что-то столь большое, как полноценный телеканал?

— Сейчас мы разговариваем в здании Европейского парламента. Можете вы представить себе, сколько денег здесь течет? Найти такие деньги — несложно, только надо стремиться к тому. А стремления нет.

— В Латвии, где много русскоязычных, своего —  полноценного общественного латвийского телеканала — на русском нет. Если такие страны, как Латвия, больше уделяли бы внимания своей русскоязычной средствам массовой информации и предоставили бы своим русскоязычным (не)гражданам какие-то альтернативы — помогло ли бы это?

— Конечно, помогло бы. Я знаю, что русскоязычные жители Латвии смотрят телеканалы из Москвы, и эта пропаганда действует на них. Надо просто говорить, что они врут. А кто это может сказать на русском языке? Средства массовой информации, которые нужно создать и финансировать. Это война, это настоящая гибридная война. Это уже не шутка, то, что здесь происходит.

East StratCom Task Force была сформирована к осени. «Несомненно, в этом был пробел — до сентября прошлого года, когда была сформирована моя команда, ЕС не реагировал [на дезинформацию вообще никак]», — признал Портман.

Сегодня его команда состоит из 9 человек. Расширения штата не предвидится. По одному представителю в группу прислали 5 стран —Великобритания, Дания, Чехия, Эстония и Латвия. Во многом работа группы зависит от финансирования, поступающего из стран-участниц ЕС, сказал ее руководитель. Отдел действует в рамках существующего общего бюджета, выделенного ЕС на развитие стратегических коммуникаций на уровне штаб-квартир и делегаций. Портман назвал цифру в 11 миллионов евро, которые предусмотрены ЕС на поддержку независимых СМИ.

«Мы не проявляем неуважения к россиянам, мы не делаем того, что Россия делает с нами, (..) мы не производим пропаганду, не квитаемся по принципу «око за око» — это ниже нашего достоинства. (..) Но разоблачать манипуляции чрезвычайно важно», — заявил на обсуждении влияния российской информационной войны на ситуацию в странах Восточного партнерства коллега Портмана по стратегической коммуникации руководитель информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшчел.

«Мы занимаемся этим с нашими союзниками (..) и используем, когда можем, не только слова, но, например, снимки со спутников (о действиях российских военных на востоке Украины), — рассказал Роберт Пшчел. — Мы стараемся быть насколько открытыми, насколько это возможно».

Попытки подконтрольных Кремлю СМИ представить Россию миролюбивой страной расходятся с предпринимаемой Кремлем «милитаризацией» информации, считает представитель НАТО: «Холодная война — это термин, который мы не используем. Мы хотим диалога с Россией. Но этот термин использует премьер Медведев».

«Россия находится практически в состоянии войны — информация о военных учениях стала повседневными новостями. И это — очень опасная тенденция», — подчеркнул Пшчел.

Руководитель информационного бюро НАТО в Москве уверен, что альянс должен не делать работу за союзников НАТО, а помогать таким странам, как Украина и Грузия в отражении информационных атак: «Лучший способ помочь им — поддержать их реформы, это именно то, чего Россия не хочет видеть. Риторика (Кремля — Rus.lsm.lv) заключается в том, что эти страны — несостоятельные, и поэтому их выход — равняться на Мать-Россию».

«Информационная политика России имеет успех, потому что сбивает с толку, создает ситуацию, где не понятно, что правда, а что — ложь, — добавил Пшчел. —  Мы не идеализируем то, что происходит в наших обществах. НАТО —  28 стран, у нас тоже имеются сложности. (..) Но мы просто не имеем права игнорировать постоянную, неотступную, агрессивную пропаганду».

Со своей стороны евродепутаты признали  ограниченность ресурсов, выделенных европейской East StratCom Task Force и необходимость лучшей координации и объединения усилий различных организаций и служб, занимающихся стратегической коммуникацией —  сегодня они зачастую «работают параллельно».

Был вновь поднят вопрос о создании европейского телеканала на русском языке. По подсчетам европарламентариев, вещание такого канала имело бы в Европе и таких странах, как Израиль, русскоязычную аудиторию примерно в 11 млн. человек.

Тем не менее, East StratCom Task Force заявил, что в его задачи не входит продвижение идеи создания подобного телеканала.  

Депутаты обратили внимание, что участницам ЕС стоит в первую очередь позаботиться об аудиториях в своих собственных странах, причем не только русскоязычных — которые тоже оказываются подвержены информационной политике Москвы.

При этом ЕС также нужно быть более пристальными к своим средствам массовой информации, поскольку «наши собственные медиа тоже часто достойны критики», заявил депутат от либералов из Румынии Норика Николаи.

«Вы должны расширить свою работу. Россия пытается сломать единство Запада. И мы ничего не делаем, чтобы ослабить российскую пропаганду, нацеленную против западных соседей России», — признал депутат-консерватор из Польши Марек Йурек.

«Было обещание укрепить возможности противостоять российской пропаганде. На нынешний момент мы видим, что никакого укрепления не происходит»,— резюмировал евродепутат от социал-демократов австриец Юджин Фройнд.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное