Личное дело

Анатомия одного закона

Личное дело

Берите на здоровье

Ближневосточный экспресс

Система распределения беженцев — не работает, готовят новую

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

 

Дублинская норма — это документ, который оговаривает нынешнее распределение соискателей убежища по странам ЕС. То, что эта система не работает стало ясно несколько лет назад. К концу лета Европарламент подготовит новую систему, сообщает LTV7 в передаче "Личное дело".

В 2015 году на внешних границах ЕС — в Италии и Греции — наплыв соискателей убежища стал таким, что страны просто не успевали обрабатывать все заявки на получение статуса беженца. Несогласные ждать не выдерживали и брали штурмом другие европейские страны. Причем незаконно. И после того как их ловили в какой-нибудь Германии или Швеции —

отправляли туда, где они впервые ступили на европейскую землю. То есть обратно на побережье Средиземного моря.

В свою очередь, программа переселения беженцев, в рамках которой Латвия должна принять более пяти сотен соискателей убежища — фактически провалилась, жалуются в Европарламенте. 

«Из 28 стран ЕС на долю всего шести приходится обработка 80% всех запросов на получение убежища. Разве это та солидарность, которую предусматривают договоры ЕС? Мы видим, что многие страны ЕС пытаются затормозить эту систему или избежать ее. В сентябре 2015 года они обязались принять 160 тысяч переселенцев. Из Италии и Греции. Полтора года спустя приняты всего 17 903. Это ничто, это даже не 12%. Но в то же время мы получили урок от Канады, которая за 4 месяца приняла 40 тысяч беженцев. И это при том, что между нами океан», — заметила член комитета ЕП по гражданским правам из Италии Элли Шлейн.
 
И хотя многим в Европарламенте перед Канадой действительно стыдно, над новой Дублинской нормой Европа работает уже не один год. И, похоже, к концу лета она должна вступить в силу.  Ее главное отличие от действующей системы — на въезжающих в страну беженцев введут квоты. 

И как только, например, итальянская квота беженцев будет достигнута — всех остальных мигрантов прибывших в страну автоматически отправят в другие государства. Например, в Латвию — и их заявления о предоставлении статуса будут рассматривать местные службы. Так, будто сюда в Латвию эти соискатели убежища прибыли самостоятельно. Выбирать, кого принимать, а кого нет, страны, скорее всего, не смогут. А сами соискатели убежища — смогут.
 
«Мы должны добиться того, чтобы люди, которые ищут убежище в ЕС, попадали в страны, с которыми у них есть определённая связь. Например, в которых уже живут члены их семьи, родственники, коллеги. С которыми их связывает прошлое образование или даже язык. Может быть даже опыт работы. Если связи нет, тогда мы просто скажем им — вот список стран, где есть место. Хочешь ехать в одну из них или нет? Если нет, то перемещение произойдет автоматически», — объяснила новые положения член комитета по трудоустройству и социальным делам из Великобритании Джин Ламберт.

Уже сейчас есть страны, которые просто наотрез отказываются принимать беженцев. Чехия, Венгрия, Польша. Пока ЕС планирует начать против этих стран формальную процедуру нарушения, новая Дублинская система должна сделать их жизнь еще сложнее.

Терпение Еврокомиссии не безгранично. Поэтому недавно заговорили о так называемом вкладе солидарности. Это значит, 

если не желаете принимать соискателей убежища — платите 250 тысяч евро за каждого не принятого мигранта.

Впрочем, против этой затеи уже выступил ряд европейских стран. Мол, Европа одной рукой дает средства из фондов, а другой — забирает. Потому в Европарламенте зреют более гуманные штрафные санкции.
 
«Предложения Еврокомиссии предусматривает «ценник» за каждого не принятого беженца. Это 250 тысяч за каждого. Огромные деньги. Я же предлагаю убрать эту сумму и связать принятие соискателей убежища с Европейскими фондами. Те страны, которые не принимают мигрантов, получают много средств из фондов. И мы должны сказать: или вы следуете правилам, которые мы большинством голосов приняли, или будут последствия», — рассказала член комитета Европарламента по гражданским правам из Италии Сесилия Викстрём.

Латвия — одна из тех стран, которые правилам следуют. Беженцев мы принимаем, только вот они у нас не задерживаются. И хотя новая Дублинская система должна хотя бы отчасти решить вопрос так называемого вторичного передвижения беженцев в другие страны, то проблемы бытового характера — где жить, работать и как учить язык страны — придется решать внутри страны. И пока что Европа выделяет на это средства, но что будет с принятием новой дублинской нормы — вопрос открытый. 
 
«Если мы хотим продолжать оказывать все нынешние услуги, то финансирование должно вырасти, чтобы не было перебоев и очередей на языковые занятия. Ведь это одно из главных условий, которое ставит государство - мигрант должен стать частью общества. Те же услуги ментора, например. Финансирование большой части услуг заканчивается в конце этого года. Что будет дальше? Это вопрос открытый», - рассказала исследователь центра Providus Агнесе Лаце.
 
Специалист напоминает, что за каждым беженцем, которого Латвия принимает, следует от 6 до 10 тысяч евро. И за этот счет, в том числе проводятся мероприятия и для местного населения.
 
«У нас есть прекрасная возможность развить в Латвии по-настоящему эффективную систему интеграции беженцев. Ведь мы начинаем развивать ее в тот момент, когда в Латвии их совсем немного. Это уникальная возможность — мы может исправлять ошибки и совершенствовать систему на тот момент, когда эта целевая группа сравнительная маленькая», — объяснила Лаце.

Когда иммиграция находится под контролем и в стране действует умная политика интеграции — иммигранты приносят пользу, 

заметила Элли Шлейн.

«В Италии есть десятки историй о пустых самоуправлениях, откуда наша молодежь уезжала в северную часть страны в поисках работы. И потом с прибытием беженцев эти края переродились. Экономика начала циркулировать, в регионах возродились старые традиции, профессии и ремёсла. Это обогащает наше общество», — сообщила она.

Новую дублинскую систему Европарламент должен утвердить до конца этого года. После чего у стран будет переходный период, предположительно, в 5 лет, чтобы подготовиться к приему новой волны беженцев. Для Латвии это значит выполнить домашнюю работу — создать условия, чтобы беженцы могли найти жилье и работу. Сейчас через Госагентство занятости пяти беженцам удалось найти работу. В основном они работают в магазинах и складах, где контакт с местными жители минимален. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное