Унесший уже не менее 6 тысяч жизней конфликт между поддерживаемыми Россией сепаратистами и правительственными частями в Луганской и Донецкой областях начался с захвата активистами правительственных учреждений в донбасских городах. В Донецке и Харькове протестующие захватили здания областных администраций, в Луганске — местное отделение Службы безопасности Украины. Главным их требованием, указывает Associated Press, было проведение голосования о предоставлении восточным регионам большей автономии. Требования были категорически отвергнуты тогдашним киевским правительством.
Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов пообещал, что силовые структуру будут обращаться с захватчиками зданий как с террористами. Тогда он заявил, что происходящее — начало второй волны российской спецоперации по дестабилизации Украины. За считанные месяцы противостояние сил правительства и сепаратистов приобрело характер полномасштабной войны: обе стороны использовали тяжелую бронетехнику, артиллерию, в том числе и реактивную, а сторонники самопровозглашенных «народных республик» — еще и зенитные установки против введенных Киевом в бой самолетов и вертолетов. Линия противостояния стала настоящей линией фронта.
Сегодня президент Петр Порошенко участвовал в траслировавшемся по телевидению заседании парламентской комиссии, готовящей поправки к основному закону страны. Как передает Assocaited Press, глава государства заявил, что не будет возражать, если комиссия решит провести голосование.
«Для тех, кто очень хочет провести тезис федерализации, вбросить это как дискуссию, у нас есть конечный инструмент — референдум.
Я готов к тому, чтобы мы запустили референдум по вопросу государственного устройства Украины, если вы будете видеть в этом необходимость»,
— приводит слова Порошенко Русская служба ВВС. При этом Порошенко сравнил идею федерализации с «инфекцией, биологическим оружием, которое Украине пытаются навязать из-за границы», и выразил уверенность, что Украина останется унитарной, потому что эту идею поддерживает около 90% населения страны.
Идею федерализации продвигает Россия. Большая децентрализация полномочий в пользу регионов при этом не противоречит позиции президента Украины.
Порошенко также настаивает, что украинский должен остаться единственным государственным языком Украины и считает недопустимым наделение русского статусом второго официального языка:
«Это каждый должен помнить как «отче наш». Украинский был и будет нашим единственным государственным языком»
(цитата дается в изложении Associated Press в обратном переводе с английского).
В свою очередь, представитель самопровозглашенной «Донецкой народной республики» Андрей Пургин заявил агентству «Интефакс», что выступление Порошенко противоречит Минским соглашениям об урегулировании конфликта в Донбассе. По словам Пургина, никого из представителей ДНР на обсуждение конституционной реформы не позвали. Представитель «Луганской народной республики» на минских переговорах Владислав Дейнего также заявил, что созыв конституционной комиссии без участия ДНР и ЛНР находится за рамками минского мирного процесса.
Минские договоренности предусматривают принятие новой конституции Украины к концу 2015 года. Одно из главных условий — децентрализация власти «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов», а также предоставление этим районам особого статуса на постоянной основе, напоминает ВВС.