Оговорка «практически» необходима потому, что закон устанавливает — новую фамилию уже должны носить не менее 2 тысяч человек, сообщает общественное Sveriges Radio. Ныне действующая норма делает смену фамилии практически немыслимой — требуя от претендента на новую фамилию заручиться согласием всех людей, уже носящих ее, добавляет шведская версия портала The Local.
Кроме того, реформа наделит родителей правом создавать новые фамилии для детей — простым добавлением ~son или ~dotter к имени отца. Узаконивает оно и двойные фамилии (до сих пор одну из «половин» приходилось записывать как второе имя).
Власти особо подчеркивают, что целевой аудиторией поправок являются люди иностранного происхождения. Именно от них сегодня поступает особенно много заявлений с просьбой разрешить сменить имя на «звучащее более по шведски».
Шведские граждане с арабскими или иными иностранными именами уже давно жалуются на дискриминацию на рынке труда. Целый ряд исследований подтвердил обоснованность этих жалоб. Так, исследователи Лундского университета в 2013 году установили, что письмо о желании занять вакансию от претендента со шведским именем в полтора раза чаще приводит к приглашению на очное интервью, чем точно такое же письмо от человека с арабским именем. В 2006 году исследование Международной организации труда выявило, что обладатели иностранных имен, прежде чем получить место, рассылают втрое больше писем потенциальным работодателям, чем люди с «типично шведскими» фамилиями, добавляет The Local.
«Мы движемся в правильном направлении, облегчая людям смену имени на любое, которое им нравится», — заявила Sveriges radio Ингегерд Виделл, представитель Налогового ведомства (именно оно отвечает за смену личных имен).