«В число важных вопросов, которые нам предстоит рассмотреть, входят меры по обеспечению эффективной ПВО даже в условиях худшего сценария. Миссия патрулирования воздушного пространств стран Балтии - хорошая основа, но, возможно, понадобится обеспечить, чтобы у нас были планы и мощности для перехода к ПВО», - сказал в интервью BNS Вершбоу, который на прошлой неделе участвовал во встрече экспертов по безопасности в Тракайском районе Литвы.
В прошлом году представители литовской армии и политики стали публично говорить о том, что натовской миссии патрулирования недостаточно для защиты воздушного пространства стран Балтии. Дислоцируемые в Литве и Эстонии истребители НАТО имеют ограниченные полномочия и лишь сопровождают приближающиеся к границам воздушного пространства стран Балтии российские самолетов.
Ограничены возможности ПВО стран Балтии и на земле. Министерство обороны Литвы в декабре сообщало, что инициирует совместный проект системы ПВО средней дальности для стран Балтии и Польши, а также утверждало, что консультируется по этому вопросу с США.
Вопрос о дополнительных мерах безопасности в Восточной Европе предполагается обсудить на предстоящем летом в Варшаве саммите НАТО. Страны Балтии добиваются, чтобы в каждой из них было сформировано по международному батальону. Сейчас в Литве, Латвии, Эстонии и Польше дислоцировано по роте американских военных, другие союзники присылают своих военных нерегулярно.
Вершбоу отказался более подробно говорить о том, какие вооруженные силы будут размещены в регионе до саммита НАТО, однако сказал, что размещение европейских военных стало бы важным средством сдерживания.
По его словам, альянс еще анализирует заявления министра обороны РФ о планах сформировать в этом году в западной части страны три военные дивизии.
«Пока у нас нет деталей. Это похоже на что-то новое, но целиком влияние пока не проанализировано. НАТО не угрожает России своими оборонными мерами. Но, как говорили многие на конференции, Россия выбрала путь вести себя с НАТО как с соперником, если не как с врагом. Поэтому создается определенный «осадный» менталитет, и это может быть просто еще одним новым измерением в этом направлении», - сказал Вершбоу.
В последние месяцы и Латвия, и Литва сообщили о закупках дополнительных радаров для наблюдения за воздушным пространством. Литва, как уже писал Rus.lsm.lv, объявила, что к 2019 году введет в строй стационарные системы, способные фиксировать потенциальные цели на расстоянии до 400 километров. Латвия, в свою очередь, уведомила, что приобретет три передвижных радара среднего радиуса действия. Кроме того, обе страны обновляют и пополняют арсеналы имеющихся в их распоряжении систем поражения воздушных целей. Латвия, в частности, закупает зенитные ракеты ближнего радиуса действия — т.е. «поля боя» — шведского (RBS-70) и американского (FIM-92 Stinger) производства.
В то же время Россия уже развертывает или развернула на своей территории системы ПВО, которые обладают такой дальностью, что способны поражать цели в воздушном пространстве стран Балтии, Польши, а также Швеции. Американские аналитики считают эти формально оборонительные системы серьзной проблемой, но исходят из того, что в случае необходимости с ними справятся самолеты, обладающие технологие «стелс».