ТЧК

ТЧК. Интервью с политологом Дмитрием Орешкиным

ТЧК

ТЧК. Не алло? Как работает мобильная связь в Латвии

ТЧК. Спецэфир. Война в Украине

«Мы видели горы трупов» — истории переживших российскую оккупацию в Буче

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Небольшой посёлок Буча в Киевской области стал известен на весь мир как символ жестокости российских военных. Сотни мирных жителей Бучи погибли во время вторжения и оккупации. Священник Андрей Халавин и местная жительница Вита Севрюк стали свидетелями тех ужасов. Их истории прозвучали в эфире дискуссионно-аналитической передачи Rus.LSM.lv «ТЧК».

Андрей Халавин до сих пор отпевает тела погибших жителей Бучи. Герника, Катынь, Румбула, Бабий Яр. Кто бы мог представить, что в 21-м веке появится ещё одна географическая точка в этом чёрном списке преступлений против человечности.  

В Буче до сих пор хоронят жертв войны. Новый ряд захоронений. На крестах — номера. Похоронная команда опускает гробы.

Белая церковь, в который служит отец Андрей этой весной была на многих кадрах новостных агентств. На её дворе российские военные устроили братскую могилу.

«419 человек погибли не от старости, а от выстрелов или насилия. Было несколько братских могил. Самая большая из них находилась рядом с церковью. В этой могиле было 116 человек, в том числе 30 женщин и двое детей»,

— вспоминает священник.

Эксгумация братских могил в Буче произошла, когда российские войска оставили этот населенный пункт. Фотография тела мужчины на фоне церкви, в которой служит отец Андрей, тогда облетела весь мир. Теперь внутри церкви устроена фотовыставка.

«Трудно было поверить, что люди, которые являются собратьями по православию и считались нашими братьями, могли вторгнуться к нам. И не просто вторгнуться, а убивать мирных людей. Я думаю, что ни я, ни кто-либо другой, кто живет в Украине, кто был свидетелем войны, не может понять, что произошло. Пока мы выживаем на адреналине, но после всего, что произошло, я беспокоюсь, что последствия будут длиться десятилетиями. Будет трудно пережить это и перевернуть страницу», — говорит Андрей Халавин.

Вита Севрюк с семьей поселились в Буче после того, как в 2014 году из-за той же агрессии РФ им пришлось покинуть Донецк. Более двух недель они провели в российской оккупации, практически не покидая свой жилой комплекс (ЖК).

«Первое попадание по нашему ЖК было 27 февраля, были повреждены фасады. (…)

А потом уже 1-го или 2-го марта был убит наш житель, который стоял возле окна. В этот момент шла колонна БТРов, и его убили выстрелом в сердце.

Он умер мгновенно. Потом был второй выстрел — он попал в квартиру, там был пожар, который жители тушили своими силами», — вспоминает Вита.

Её ЖК — один из самых пострадавших в Буче. Здесь оккупанты позже разместили свой штаб, ограбив более шестисот квартир. То, что не было украдено, российские военные ломали. Та же участь постигла и квартиру Виты Севрюк.

«Мы шутили, что в нашей квартире был какой-то эстет-холостяк. Женские вещи его не интересовали. Интересовала техника, фотоаппараты. (…) Забрали полностью весь инструмент, некоторую одежду мужскую. Самое дорогое — это были фотоаппараты, с которыми мы путешествовали, жесткие диски, флешки. Видеокарты с компьютера были вынуты. Банально, но смешно — человек четко разбирался в брендах и четко выбрал (даже из парфюмерии) самые дорогие», — рассказывает жительница Бучи.

Однако, все это было обнаружено после того, как российские военные покинули Бучу. Оставшись без газа и поняв, что оставаться в Буче опасно, 11 марта семья Виты, решила уезжать в Киев, несмотря на страх не доехать живыми. В первых числах марта произошла история, которая шокировала жильцов ЖК.

«В соседней секции жила пара: Антон и его супруга Анна на пятом месяце беременности. Не каждый человек эмоционально мог выдержать бесконечные залпы в сторону Ирпеня. (…) Соседи наши решили выехать. Потом буквально через сутки нам сказали, что Антон погиб, супруга его получила ранения. Мы еще не знали, что она потеряет ребенка. Их расстреляли при попытке выехать, недалеко от нашего ЖК», — рассказывает Вита.

Она вспоминает, как, выезжая из Бучи, видела трупы мирных жителей, которых, судя по позам, убили, когда те шли или бежали куда-то:

«Когда мы выехали на Житомирскую трассу, там был просто ад. Разбитые машины с надписями “дети”, лобовые стекла в крови. (…) Мы видели горы трупов».

На той же трассе колонну из десяти автомобилей, в которой ехала семья Виты, остановили бурятские военные. На обочинах лежали тела и человеческие конечности, но, к изумлению женщины, российские военные чувствовал себя при этом совершенно спокойно, проверяя документы у пассажиров.

После того, как оккупанты покинули Бучу, и семья Виты вернулась домой, реальность оказалась шокирующей.

«Очень много сожженной техники, (…) мусор, который оставили после себя россияне. Мы помнили этот ЖК очень красивым и комфортным. (…) Расстрелянная детская площадка, все просто изувечено,

такое ощущение, что через наш ЖК прошло цунами»,

— говорит Вита.

По её словам, Буча была развивающимся городом, где было много молодежи и детей, поэтому на последствия оккупации было больно смотреть. Сейчас жители возвращаются, несмотря ни на что — это их дом.

Сегодня я понимаю, насколько я люблю эту страну, насколько я не хочу жить ни в какой другой стране, насколько у нас люди пришли, наверное, к пониманию того, что дороже, чем своя страна нет ничего. Поэтому отстоять свою независимости, выстоять сейчас в этом аде, которым нам устроило соседнее государство, при этом не потерять себя — это, наверное, самое главное сейчас.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное