«Пока не планирую никуда уезжать или уезжать дальше от границы с Украиной. Чувствую, что еще нужна. Я могу сделать добро, могу помочь украинцам», — считает Анастасия. Ее будни проходят в Румынии, недалеко от границы с Украиной, возле города Сучава. Анастасия работает волонтером — она переводчик с украинского на английский и наоборот. До марта жила в Черновцах, в Украине. Примерно через неделю после начала войны она с дочерью бежала — и это не первый случай, когда женщина покидает свой дом из-за войны.
«Для меня все началось в 2014 году, потому что я жила в Донбассе. Когда началась война и русские пришли «защищать» нас, нам пришлось отправиться в Черновцы на западе Украины — город недалеко от румынской границы. В 2022 году мне пришлось снова покинуть свой дом и мы с дочерью пересекли границу. Сначала остановились у волонтёров, которые предложили крышу над головой. Мы остались там и очень переживали несколько дней", — вспоминает беженка. Она объяснила, что тревога уменьшилась, когда она начала заниматься волонтерством: просто некогда было думать о том, что происходит на родине.
Впервые Латвийское радио встретило Анастасию Павлович месяц назад в Румынии. «Тогда границу пересекали сотни, тысячи человек. Сейчас людей не так много. Кроме того, есть те, кто возвращается в Украину. У них разные причины, почему они возвращаются. Так что сейчас мы усиленно работаем в центрах для беженцев», — пояснила она.
Пока Анастасия работает, ее дочь учится удаленно в школе во Львове. Дистанционные занятия проходят и с теми учениками, кто учится очно, находится в классах. «Иногда у них воздушная тревога. А так как большинство преподавателей и учеников все еще во Львове, они прерывают занятия, уходят в безопасные места. А через некоторое время возвращаются к учебе», — рассказала об уроках в военное время Анастасия.
Ее друг до сих пор в Украине — в армии. Они общаются каждый день: «Раньше он был очень близко к границе с Россией, что довольно опасно. Но сейчас они в безопасном месте. Воюющие — это обычные люди, которые до всего жили обычной жизнью. А сейчас они не хотят остаться в безопасности, хотят бороться. Жалуются, что так много жителей нуждаются в помощи, например, в Мариуполе, Донбассе».
«Это кошмар, который не кончается. Я просыпаюсь каждый день и понимаю, что это реальность. Моя работа здесь — переводить с украинского на английский и наоборот. Но люди хотят со мной поговорить, когда узнают, что украинка, беженка. Они рассказывают свои истории... И чувствую, что мне этого достаточно. Мне больше не нужно историй», — переживает волонтер. Тем не менее Анастасия читает новости несколько раз в день, правда старается избегать слишком подробных рассказов. Женщина часто думает о возвращении домой, но пока понимает, что это небезопасно, поэтому планов не строит: «Я оптимист и верю, что все наладится. Но мне все равно нужно быть готовым к худшему. Но на данный момент я не уеду далеко от границы. Я буду продолжать помогать украинцам в Румынии и Украине».