— Господин генсек, каково главное послание, которое сегодня боевая группа НАТО передает России, и какой реакции с ее стороны вы ожидаете – еще больше милитаризации или провокаций, ведь прежний опыт свидетельствует, что реакция может последовать.
- Сейчас мы не видим незамедлительной угрозы ни одной из наших стран-союзников. Однако размещение боевых групп в Латвии и других странах Балтии, а также в Польше, дает крайне четкий сигнал о единстве, решительности действий НАТО и о том, что нападение на любую из стран НАТО будет приравнено к нападению на весь альянс.
НАТО не ищет конфронтации, и мы не хотим очередной холодной войны. Но мы хотим обеспечить необходимые силы сдерживания, чтобы поддерживать мир и предотвратить вероятность конфликта.
Поэтому, конечно, мы подготовлены к многим и многим вызовам. Потому у нас здесь усиленное международное присутствие, улучшены способы кибербезопасности и способы, как бороться с пропагандой и недостоверной информацией, примеров которой в последнее время было очень много.
— Но в то же время не секрет, что Россия осуществляет гораздо большую военную активность у границ НАТО, чем НАТО здесь, что мы сможем особо почувствовать во время запланированных на осень учений «Запад» Только что мы слышали, что на это время контингент американских войск в Балтии будет увеличен до 600 человек. Можем ли мы ожидать, что в будущем степень милитаризации нашего региона вырастет еще больше?
Мы видим, что НАТО усилило присутствие в этой части Европы, в Балтийском регионе, и это присутствие выше, чем когда-либо. И, конечно, США, будучи крупнейшей страной альянса, оказывает поддержку и в рамках НАТО, и в рамках двусторонних отношений. Боевые группы – лишь часть общей картины. Мы увеличили возможности переброски дополнительных сил, расширили силы быстрого реагирования до 40 тыс. человек. Как часть этого – мы создали силы повышенной готовности, которые можно развернуть в течение нескольких дней. Мы укрепили сотрудничество между национальными вооруженными силами, в том числе латвийскими, создав штабы НАТО в Латвии и других странах Балтии. Это все дает возможность усилить вооруженные силы, если это будет необходимо. Боевые группы – лишь один элемент, хотя и значительный, для укрепления возможностей коллективной обороны.
— Если говорим о риторике президента США Дональда Трампа о роли НАТО и о том, что Альянс становится рудиментарным, и неустанных напоминаниях о необходимости повышения военных расходов, от чего зависит защита этих стран, Вам не кажется, что это опасная дорога, если об обороне говорится как о предмете торговли, а не о чем-то таком, что основывается на общих ценностях и понимании?
НАТО основывается на базовых ценностях – демократии, власти закона и общем понимании по обе стороны Атлантического океана, что сильная Европа выгодна для НАТО, но в то же время, это выгодно и Соединенным Штатам Америки. Две мировые войны, Холодная война, все это научило нас, что стабильность и мир в Европе выгодны Северной Америке. США верны НАТО и пятому параграфу о принципе коллективной защиты. Это четко сказал президент Трамп, секретарь Джеймс Мэттис, секретарь Рекс Тиллерсон и многие другие. К тому же, впервые после Холодной войны мы видим, что США усиливают контингент в Европе. И работа говорит громче слов. Увеличение военного присутствия США в Европе посылает четкий сигнал о верности НАТО и коллективной обороне.