Эксклюзив: Восточное партнерство работает «на 50 процентов»

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Программа, рассчитаная на «приближение восточно-европейских партнеров к ЕС», принесет результаты, если Евросоюз поможет реформировать их энергетический сектор и поддержит независимые масс-медиа, при этом выработав 6 различных стратегий для стран-партнеров.

Такие приоритеты обозначили министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и его коллега из Дании Мартин Лидегаард, обсуждая в брюссельском исследовательском центре CEPS саммит Восточного партнерства, который должен пройти в мае 2015 года в Риге в рамках председательства Латвии в ЕС.

Пять лет назад при учреждении программы Восточного партнерства

«цель была в создании большей безопасности, стабильности, процветания в этих 6 странах. Случилось же обратное,»

— отметил Мартин Лидегаард. Как и Ринкевич, в Брюсселе он принял участие и в заседании Совета по иностранным делам ЕС — последнего до перенятия Латвией поста председателя Евросоюза.

По признанию обоих министров, восточно-европейские партнеры делятся на две «команды». В первую входят страны, активно стремящиеся сотрудничать с ЕС и подписавшие с ним Соглашения об ассоциации — это Украина, Грузия и Молдавия. Вторую команду составляют «сложные» партнеры: Азербайджан, Армения, Белоруссия с их неудовлетворительной ситуацией в области прав человека и\или стремлением сблизиться с Москвой. При этом у каждой из 6 стран — свои интересы и «темы» сотрудничества с ЕС.

Мартин Лидегаард, который до февраля возглавлял в Дании министерство климата и энергетики, убежден, что, многие проблемы в государствах Восточного партнерства можно разрешить, если реформировать их энергетический сектор и диверсифицировать поставки энергии.

Не менее важна на сегодняшний день, по его мнению, поддержка независимых средств массовой информации. «В условиях массированной кремлевской пропаганды, направленной на русскоязычные общины в этих странах, иметь более независимые, свободные СМИ — просто необходимо. На этом мы сфокусируемся в следующие месяцы,» — пообещал Лидегаард.

Возможности ведения прямого диалога между ЕС и Евразийским Союзом, в который стремятся некоторые партнеры Европы, по словам Ринкевича, существуют.

Однако консультации на этом уровне откроются не раньше, чем будет будет выполнено обязательное условие — нормализация ситуации в Украине. Министры еще раз заявили о том, что

аннексия Крыма Россией не признается и признана не будет.

Они подчеркнули, что антироссийские санкции будут ослабляться или ужесточаться в зависимости от развития ситуации на востоке Украины.

В свете украинского кризиса без единой общеевропейской позиции выработка долгосрочной стратегии в отношении России является, по мнению министров, попросту нереальной. Как рассказал Мартин Лидегаард, с момента, когда в феврале нынешнего года он занял свой пост, в государствах ЕС поменялись 12 министров иностранных дел.

«В первые месяцы кризиса на Украине, когда мы встречались, мы ни о чем не могли договориться,» — признал глава датского внешнеполитического ведомства. Он, впрочем, назвал решение об антироссийских санкциях, принятое в итоге странами-членами, большим достижением и демонстрацией европейского единства.

О том, насколько вероятным через считанные месяцы, во время председательства Латвии в ЕС, окажется принятие единогласного решения 28 стран ЕС о продлении уже в марте-июле 2015 года анти-российских санкций, изначально введенных на год, латвийский и датский министры пока не уточняли.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное