Эксклюзив: Сценарии для Украины — от «Минска-3» до «Майдана 3.0»

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В случае, если правительству Украины не удастся побороть в стране коррупцию и провести в ближайшее время эффективные реформы, Киев может ожидать новый «Майдан». Cтратегия Кремля заключается в том, чтобы давить на Украину с целью привести страну к новым массовым антиправительственным выступлениям. К этим выводам пришли эксперты, журналисты и общественные деятели в ходе дискуссии после брюссельской премьеры документального фильма «Майдан».

«Сегодня после «Минска-2» в Украине лишь временное затишье. Нам нужно ожидать «Минска-три», «четыре и «пять»,  или вообще бесконечного Минска», — прокомментировал перспективы урегулирования ситуации на востоке Украины директор фильма о событиях годичной давности украинский режиссер Сергея Лозница в ходе премьеры в брюссельском Центре BOZAR.

Участвовавшие в дискуссии эксперты, в свою очередь, отметили, что Украина вполне может столкнуться не только с необходимостью пересматривать минские соглашения, но и с всплеском политической нестабильности и общественных протестов.

«Трудно выиграть войну, когда в своем собственном доме остается непобежденной коррупция», — подчеркнул аналитик Центра европейских политических исследований (CEPS) Стивен Блокман. Он отметил, что, как сторонний наблюдатель, не видит разрешения проблемы коррупции в Украине в ближайшее время.

«Никто не знает, как долго у украинских политиков займет борьба с коррупцией и расчистка от нее институтов власти. Есть реальная вероятность, что украинцы этого не дождутся, и случится Майдан-3»,

— предупредил он.

«Стратегия Путина как раз и заключается в том, чтобы давить на Украину как можно сильнее. Так, чтобы додавить ее до третьего «Майдана», — считает польский журналист Зиемовит Счерек. —

Если батальоны «Правого сектора» (который никуда не подевался) восстанут против правительства, мы окажемся на пороге гражданской войны в Украине».

По словам Счерека, центральное правительство в Киеве занято проведением реформ. «Но я не уверен, достаточно ли оно сильное для этого и порваны ли до конца бывшие связи между бизнесом и политикой. Проводить реформы вообще сложно, а во времена экономического кризиса и войны это на порядок сложнее», — заметил он.

По мнению Сергея Лозницы, находящееся сегодня у власти украинское правительство, «имеет непосредственный опыт Майдана и вполне понимает, что «третий Майдан» вполне возможен». К тому же помимо проблем в экономике, по его словам,

«никто из украинских политиков сейчас толком не знает, как остановить российскую агрессию».

В разговоре с Rus.lsm.lv Стивен Блокман, который специализируется на вопросах Восточного партнерства и общей политике безопасности ЕС, пояснил, что возможные новые антиправительственные выступления не обязательно примут форму прямого физического противостояния, как это было около года назад. По его мнению, вопрос общественного недоверия правительству вполне могли бы сформулировать, например, ряд негосударственных организаций.

С другой стороны, по словам Блокмана,

нельзя и исключать сценария провоцирования недовольства правительством «какими-нибудь неопознанными «зелеными человечками», умело нажимающими на болевые точки общества».

В ходе дискуссии обсуждалось и влияние вооруженного конфликта в Украине на соседние государства — в частности, на страны Балтии. Говорилось и о том, насколько эти государства могут рассчитывать на защиту НАТО.

«В Латвии сегодня люди не боятся того, что завтра к нам «придет» Путин», — отметил участвовавший в дискуссии латвийский журналист Ансис Пуполс. В то же время определенная часть латвийского общества разделяет мнение, что не стоит провоцировать Россию.

«Но посмотрите, что Путин уже сделал, даже не будучи никак спровоцированным. Мы должны быть готовы ко всему», — заметил Пуполс.

В Польше общество оценивает развитие ситуации в Украине как «нечто, что происходит где-то далеко, где-то на Востоке», отметил польский коллега Пуполса. Зиемовит Счерек, побывавший недавно в Латгалии, считает, что проживающие там русскоязычные не воспринимают политику Кремля как угрозу Латвии.

С другой стороны, по его словам, среди поляков восточной части Литвы много тех, кто поддерживает Путина: «Они тоже продукт советского прошлого, как Донбасс. Они слушают российский телевизор, который заверяет их в том, что Россия просто защищает себя». Тем не менее он убежден, что в случае какой бы то ни было агрессии со стороны Москвы против Балтии эта поддержка исчезнет:

«Если дело дойдет до территории НАТО — это будет уже совсем другой рассказ».

Счерек приветствовал решение НАТО об увеличении военного присутствия в Балтии. «Путину нужно показать, что НАТО не потерпит вмешательства в странах-участницах Альянса.

Парад танков в Эстонии — это не провоцирование Путина, это установление границ.

Необходимо показать: "Дальше границы НАТО — ни шагу"», — сказал он.

Тем не менее Сергей Лозница считает, что остается неразъясненным ряд вопросов, связанных с защитой стран Балтии от возможной агрессии: «На самом деле мы в очень щекотливой ситуации. Мы говорим о том, что никто не тронет Латвию. Но мы не говорим и о том, кто ее защитит!»

Обсуждался и вопрос пропаганды как инструмента войны. На замечание собравшихся о том, что на дискуссию не были приглашены участники из России политический комментатор Эндрю Реттман ответил призывом не забывать, что Кремль использует журналистов для производства пропаганды: «Обращайтесь со своими принципами осторожно, чтобы вам не побили. Не всегда бывает правильным предоставить лгунам трибуну в дебатах».

Сергей Лозница, в свою очередь, отметил:

«Пропаганда — палка о двух концах: отвечать за нее должны не только ее производители, но и ее потребители. Ведь аудитория тоже несет ответственность за распространение пропагандыi.

«В долгосрочной перспективе решение все же имеется: изменить образ мышления россиян», — считает румынский фотожурналист Корнелиу Казаку. Россияне, отметил он, «никогда не проходили через то, через что прошли немцы после Второй мировой войны — через очищение. Германия осмысливала и изживала Третий Рейх из сознания своих граждан. Может быть, если россияне прошли бы через нечто подобное, они стали бы выбирать демократических политиков».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное