ПРЕДПРИЯТИЕ
Банк «Санкт-Петербург» создан в 1990 году в форме открытого акционерного общества на базе АО «Ленбанк» (ранее — Ленинградское областное управление Жилсоцбанка СССР). Учредителями и первыми акционерами стали такие известные организации, как «Большевичка», «Петролеспорт», управление Петербургского метрополитена, торговая фирма «Пассаж», Совет по туризму и экскурсиям и др., сообщает российский отраслевой ресурс Banki.Ru.
В недалеком прошлом крупный пакет акций кредитной организации принадлежал структурам петербургского банкира Владимира Когана, бывшего совладельца Промышленно-Строительного Банка Санкт-Петербурга (впоследствии — «ВТБ Северо-Запад», ставший позже Северо-Западным филиалом ВТБ). В середине 2007 года среди бенифициаров банка значились Александр Савельев (экс-зампред БалтОнэксимбанка) и его деловой партнер Сергей Матвиенко (сын экс-губернатора Петербурга, ныне председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко). Первый зампред правления Елена Иванникова, жена заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, являлась бенефициаром примерно 5%, а Наталья Полукеева, жена вице-губернатора Петербурга и члена совета директоров «Санкт-Петербурга» Александра Полукеева, владела долей в 1,7% акций. В ходе проведенного в октябре 2007 года IPO банк разместил 50,68 млн обыкновенных акций дополнительного выпуска (18% от общего числа акций). Объем привлеченных средств составил 274 млн долларов. После проведения 14-й дополнительной эмиссии в 2011 году его акционером стал Европейский банк реконструкции и развития (6,17% акций).
Сегодня, как гласит справка на сайте самого банка, «Санкт-Петербург» является одним из крупнейшних региональных банков РФ и работает не только в Петербурге и области, но и в Москве и Калининграде. «Санкт-Петербург» среди банков РФ занимает 16 место по размеру чистых активов и 14-е — по объему вкладов населения.
Необычная должность главного исполнительного директора была учреждена специально для Манчинскиса.
Формально занимающее ее лицо не входит в правление банка и, как отмечает «Деловой Петербург», соответственно, не требует согласования с регулятором — Банком России. Впрочем, такое положение является временным: вопрос о введении Манчинскиса в состав правления банка будет рассмотрен в ближайшее время, и соответствующие документы уже поданы на утверждение в Центробанк.
Манчинскис будет отвечать за все операционное управление банком, и заместители председателя правления перейдут в его непосредственное подчинение. До сих пор этим занимался лично основной акционер банка Александр Савельев, пишет «Деловой Петербург». Манчинскису «предстоит развивать расчетный и транзакционный бизнес, трансформировать корпоративную культуру для построения digital–банка будущего», — приводит слова Савельева издание.
Об уходе Манчинскиса Swedbank уведомил, как убедился Rus.lsm.lv в архиве LETA, 19 августа. О следующем месте работы финансиста, начавшего карьеру в Swedbank 17 лет назад и занимавшего высшую должность с 2009 года, сообщалось лишь, что это «международное предприятие за пределами Латвии, не входящее в группу Swedbank».
По оценкам петербургских финансистов, которые приводит «Деловой Петербург»,
привлечение «варяга» в банк «Санкт–Петербург» преследует цель повышения привлекательности в глазах европейских инвесторов. «Санкт–Петербург» не под санкциями,
и, если новому топ–менеджеру удастся перестроить его по западной модели, это может сработать. С другой стороны, не исключено, что иностранцу будет довольно сложно работать в северной столице России, где многое зависит от личных отношений банкира и клиента — даже москвичам здесь трудно, не говоря об иностранцах.
Впрочем, у Манчинскиса уже есть опыт работы в России: в начале нулевых годов Swedbank предпринял оказавшуюся неудачной попытку выйти на рынок РФ. Да и
Манчинскис — отнюдь не первый латвийский финансовый топ-менеджер, рекрутированный на работу в финансовых учреждениях РФ. Более того — он уже второй экс-глава латвийского Swedbank, принимающий предложение российских банкиров:
в начале 2007 году предшественница Манчинского Ингрида Блума стала директором екатеринбургского УРСА-банка (уже осенью того же года она стала патронессой поддерживаемого Swedbank латвийского ответвления глобального корпортивно-общественного движения «Миссия возможна» — Iespējama Misija — Mission Possible).