«Глобальная ситуация, в которой мы находимся, (..) заставляет придти к выводу, что через несколько лет мы можем оказаться в состоянии войны. Для нас в армии это означает, что мы должны всеми силами, которые мы можем собрать, выполнять политические решения», — цитирует The Local текст обращения генерал-майора Андерса Браннстрема к участникам проходящей на этой неделе ежегодной конференции вооруженных сил Швеции.
Далее Браннстрём поясняет, что он имел в виду под «политическими решениями»: на протяжении всего периода после Холодной войны шведские военные фокусировались главным образом на международных миссиях за рубежом, теперь же стратегия изменилась и речь идет о «способности вести боевые действия против квалифицированного противника». Целью является создание «порогового эффекта против военного нападения и в конечном итоге обороны Швеции».
Радио Швеции, в свою очередь, добавляет, что в геополитическая картина в последние годы рисуется во все более мрачных тонах. Среди причин упоминается негативные с точки зрения демократии процессы в России, наращивание ею военных возможностей, более частые учения россиян на Балтике, а также две агрессии — против Грузии и против Украины.
Официальной позицией вооруженных сил Швеции, остается отсутствие прямой военной угрозы,
подчеркивает Радио Швеции, хотя кризисы или инциденты с применением вооруженной силы могут произойти. Прямое нападение также никогда нельзя исключать полностью, однако оно крайне маловероятно.
Однако Браннстрем пошел на шаг дальше — чтобы исключить всякую неясность во внутреннем документе, адресованном офицерам и тем самым дать им возможность донести эту позицию до подчиненных, указывает Радио Швеции. Генерал-майор не упоминает прямо возможность нападения непосредственно на Швецию. Однако, отмечает радиостанция, речь идет том, что
страна может быть втянута в конфликт в случае кризиса, например, в странах Балтии.
За прошлый год, как уже писал Rus.lsm.lv, Швеция предприняла целый ряд шагов по наращиванию боеспособности своих вооруженных сил, а также, сохраняя внеблоковый статус, расширила сотрудничество с соседними государствами, в том числе и входящими в НАТО — в первую очередь из-за роста напряженности в регионе Балтийского моря. В начале декабря правительство страны, как тогда писал Rus.lsm.lv, приняло решение возобновить планирование всеобщей обороны с использованием и гражданских, и военных средств. В январе уже этого года в стране началась дискуссия о возможности возобновления обязательного призыва на военную службу — оказалось, что почти три четверти населения не только готовы к такому повороту событий, но и считают его желательным.
В годы Холодной войны нейтральная страна отводила на оборону примерно десятую часть всех государственных расходов. В любой момент в армии (комплектовавшейся на основании всеобщей воинской обязанности) проходили службу не менее 100 тыс. человек, еще свыше 350 тысяч обученных солдат были готовы к 48-часовой мобилизации через структуры территориальной гвардии. На вооружении ВВС состояли свыше 300 самолетов, а ВМФ — около 40 боевых кораблей и 12 подлодок. После распада СССР оборонные расходы Швеции сокращались год от года. В 1988 году, согласно данным Всемирного банка, страна расходовала на военные нужды 2,4% от ВВП, в 2014-м — 1,2% от ВВП. Призыв был упразднен в 2010 году в рамках последнего этапа военной реформы. Начиная с 2010 года, на активной службе находится около 19 тыс. человек, и еще порядка 25 тыс. состоят в территориальной гвардии. При этом личный состав не полностью укомплектован — вооруженные силы Швеции сегодня не досчитываются 7500 солдат, матросов и военнослужащих младшего командного состава. ВВС располагает примерно сотней самолетов, ВМФ — 25 боевыми кораблями и 4 подлодками.