Белоруссия: Держит политическую дистанцию, но надеется на практическое сотрудничество

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Сотрудничество ЕСи Белоруссии было довольно прохладным, но в контексте роли Минска в недавнем мирном урегулировании украинского конфликта в отношениях обеих сторон наблюдается явная оттепель. Географически из всех шести стран Восточного партнерства Европейского Союза (ЕС) Белоруссия к Латвии ближе всего. Пока именно с Белоруссией у ЕС были самые прохладные отношения: с этой страной не заключен даже План действий Восточного партнерства.

Сближение с ЕС, судя по опросам населения, поддерживает почти половина жителей Беларуси. Но о самой программе Восточного партнерства, членом которой Минск является уже с 2009 года, белорусы знают очень мало — в основном они считают, что это страны СНГ, которые хотят сотрудничать в сфере экономики, налогов и торговли. Большинство же говорит, что у Белоруссии отношения только с Россией, возможно из-за не слишком вежливой политики ЕС в отношении несоблюдения демократических ценностей в Белоруссии.

После президентских выборов в декабре 2010 года и разгона оппозиционных протестов Европейский Союз ввел санкции в отношении белорусских чиновников. Но если в отношениях с Россией все еще наблюдается напряженность, то отношения страны с ЕС сейчас достигли самого высокого с 2010 года уровня. решающую роль в наступлении оттепели сыграл тот факт, что именно Минск стал площадкой для тяжелейших переговоров по украинской проблеме.

Прозвучало даже, что на предстоящий в Риге саммит Восточного партнерства могут пригласить президента Республики Беларусь Александра Лукашенко (правда, для этого ЕС должен снять с него личные санкции - запрет на въезд на территорию альянса).

Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма в начале этой недели признала: скорее всего, Лукашенко саммит в Риге не посетит. Ей пока не известно, кто именно будет представлять на этом мероприятии Белоруссию. В конце апреля белорусской стороне было направлено официальное приглашение.

Контекст

 

На саммите Восточного партнерства в Праге в 2009 году Беларусь представляли первый вице-премьер Владимир Семашко и тогдашний глава МИД Сергей Мартынов. На саммите в Польше в 2011 году - посол Беларуси в Варшаве Виктор Гайсенок. На предыдущем саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года Беларусь представлял министр иностранных дел Владимир Макей.
 

Касательно Восточного партнерства белорусская сторона всегда подчеркивала, что она хочет быть посредником между двумя экономическими пространствами — ЕС и Евразийским Экономическим союзом, возглавляемым РФ.

Лукашенко защищает инициативу президента России Владимира Путина о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Как признает министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, такие дискуссии проходят в ЕС, но есть несколько моментов риска:

    «Эта дискуссия еще продолжится в ЕС, потому что надо понять, какова ее главная цель. (..) ЕС хотел бы, чтобы все страны Евразийского экономического пространства стали членами Всемирной Торговой организации, но ни Казахстан, ни Белоруссия ими не являются. Нужны единые принципы, и их лучше всего обеспечивает именно членство в ВТО».

Контекст  

Белоруссия расположена на самом краю Восточной Европы: это государство с населением примерно в 9 млн. человек граничит с Латвией, Литвой, Польшей, Украиной и Россией.

 

Учитывая географическое положение страны, для нее действительно жизненно важно сохранить сбалансированные отношения и хооший товарооборот как с западными странами, так и с Россией.

Как признает Ринкевич, некоторые сомнения остаются, потому что с тех пор как Россия вступила в ВТО, она многократно не выполняла свои обязательства. Белоруссия тоже не всегда соблюдает правила игры — например, перенаправляя через свой рынок в Россию произведенные в ЕС товары, импорт которых запретила сама Россия. Такие действия объясняются сложной экономической ситуацией в стране и стремлением Белоруссии получить прибыль любыми способами.

Стремление руководства страны успешно лавировать между Евразийским Союзом и Европой, по мнению экономистов, продиктовано надеждами получить какую-нибудь экономическую или политическую выгоду. Кризис в декабре прошлого года девальвировал белорусский рубль на 40%. Сбыт на российском рынке хромает. А Восточное партнерство — все-таки новый шанс улучшить ситуацию.

При любом обсуждении Восточного партнерства всегда указывается, что Белоруссия отдает предпочтение не обычному диалогу с европейскими странами, а именно практическому сотрудничеству. Как отметил министр иностранных дел Республики Беларусь Александр Гурьянов, этим Белоруссия отличается от остальных стран Восточного партнерства.

    «В рамках Восточного партнерства Беларусь всегда подчеркивает нацеленность на практический результат. (..)  Здесь мы во многом выделяемся на фоне других участников Восточного партнерства, потому что предлагаем, кроме диалога как такового, и практические темы, которые интересуют Беларусь как участника ЕАЭС и как государства, нацеленного на нормальные отношения с Европейским Союзом», — говорит Гурьянов.

Европейский Союз — второй крупнейший торговый партнер и инвестор Белоруссии после России. Минск, что логично, хочет сохранить и улучшить такие отношения. Экономические ерформы помогли бы заложить основу для устойчивой политической системы по соседству с Европой и способны стабилизировать гражданское общество в Белоруссии.

В рамках программы Восточного партнерства Европа активно поддерживает различные гражданские движения и неправительственный сектор, но скептики подчеркивают, что желаемых результатов достичь так и не удалось — процесс демократизации в Белоруссии не идет, выборы до сих пор нечестные, а оппозицию здесь подавляют и раскалывают.

Однако вполне вероятно, что в последние месяцы ЕС снова стал представлять для Минска интерес. В Беларуси побывали многие лидеры ЕС, и ожидается, что тенденция к улучшению отношений сохранится и до саммита Восточного партнерства в Риге.

Обсуждается также возможность облегчения визового режима между Беларусью и ЕС. Все это позволяет Минску больше не считать Белоруссию изолированной и отвергнутой. Прозвучало даже допущение, что на саммите в Риге Беларусь и Евросоюз могли бы парафировать соглашение об облегчении визового режима.

Однако в Брюсселе подчеркивают: чтобы добиться любого значительного улучшения двусторонних отношений, Минск должен освободить политзаключенных.

В белорусской столице также хотят расширить экономическое сотрудничество с ЕС, например, торговлю, инвестиции, снизить квоты, получить поддержку Брюсселя для объектов своей инфраструктуры. Взамен же Белоруссия, скорее всего, не готова дать ничего.

Европа же хочет указать на необходимость реализации различных реформ, улучшение ситуации в области прав человека и демократии. Президент Белоруссии, скорее всего, будет оправдываться тяжелой экономической ситуацией в стране, соседством с Россией, и выскажет опасения, что Белоруссию (в случае слишком сильного сближения с ЕС) может ожидать та же участь, что и Украину.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное