Как вернуть домой украинских детей?

19 546 тысяч детей. Это — официально подтверждённое Украиной число детей, которых Россия вывезла с территории Украины. Но, как рассказала RUS.LSM уполномоченная президента Украины по правам ребенка и детской реабилитации — эта цифра не окончательная. О том, как Украина борется за своих детей, с Дарьей Герасимчук поговорила Эмилия Гаспарян.

Эмилия Гаспарян: Госпожа Герасимчук, добро пожаловать в Латвию. Предлагаю начать с общих данных и цифр, сколько детей Россия похитила и вывезла из Украины?

Дарья Герасимчук: Будущее любой страны – это ее дети. Россия пытается либо уничтожить детей на территории Украины, либо выкрасть их — и таким способом лишить Украину будущего. На сегодняшний день Россия заявляет о чуть более, чем семистах тысячах детей, которых они, якобы, как они называют — эвакуировали. Мы считаем, что эта цифра преувеличена. Потому что они это позиционируют как хороший поступок, а значит, чем большую цифру они назовут — тем будет лучше. Но никакого доступа или списков ни у кого в мире нет. Никто не знает о каких семистах тысячах говорит российская власть.

По нашим подсчетам — мы думаем, что около 200-300 тысяч украинских детей россияне потенциально могли выкрасть. Мы не можем до сих пор назвать точную цифру, потому что какие-то украинские территории все еще оккупированы, это значит, что у нас нет туда доступа и мы не можем сказать — убит ли ребенок, живой ли или его похитили. Более 19 тысяч — эта та цифра, которую мы можем назвать, так как у нас есть персональные данные про этих детей, их имена, данные свидетелей.

Что происходит с этими детьми в России? Что с ними там делают?

На сегодня нам удалось вернуть только около 400 детей. Это значит, что мы можем проанализировать эти случаи, чтобы понять по каким сценариям их похитили. Один из сценариев — детский лагерь. Ребенку в детском лагере после четырех недель говорят, что он остается еще на месяц, так как дома идут боевые действия. Затем через еще 2 недели ребенку говорят — а ты посмотри, ты не нужен своим родителям, они тебя не забирают, они тебя бросили.

Также мы можем сказать, что все дети были под сильной политической индоктринацией. Детям было запрещено абсолютно все украинское. Как наказание, некоторых — били. Другим запрещали, например, гулять или есть, или закрывали в изоляторе на несколько недель. Случаи были разные. Детей лишали их собственной идентичности. Если мы говорим про мальчиков-подростков — были военные уроки. То есть россияне готовили так называемых «янычар», чтобы они вернулись в Украину уже в составе армии агрессора. Например, известный случай Богдана Ермохина, которого успели вывезти в день его 18-летия. Ему в России было сказано прямым текстом — как только тебе исполняется 18, ты получаешь повестку и в армию.

Как можно помочь? Что должны делать страны, которые помогают Украине, например Латвия, чтобы помочь вернуть детей домой?

Каждый человек должен понимать, что, когда речь идет об украинском ребенке — речь идет о вашем ребенке. Потому что пока украинские дети не в безопасности, то и остальные дети не в безопасности. Если мы сможем защитить украинских детей — это значит мы сможем предотвратить преступления против других детей. Руководство каждой страны должно принять резолюции, сделать заявления с требованиями для России — вернуть каждого ребенка домой. Еще один момент — санкции, страны должны сделать все, чтобы Россия почувствовала тотальную мировую изоляцию. Они не должны спокойно покупать продукты и отдыхать, пользоваться всем, чем пользуются другие люди. Каждая страна, в каждом своем выступлении должна вспоминать украинских детей. Потому что это поможет нам создать единую систему защиты детей во всем мире. Россия совершает разные преступления против детей в Украине. Есть дети, которые сломаны из-за потери близкого человека. Есть дети, которые не могут спать, потому что они лишились дома и вынуждены были уехать в другую страну. Горе этих детей нельзя сравнить. Есть дети, которые пострадали от сексуального насилия. Самой маленькой жертве было 4 года на тот момент. Есть дети, на глазах которых убили их родителей. Есть подросток, который 90 дней был в камере пыток у россиян. Я благодарна вам за то, что вы берете это интервью, что даете мне шанс говорить. Взрослым всегда очень тяжело говорить про боль детей. Потому что это мы виноваты, мы, взрослые, что мы это допустили. Любые слезы ребенка — это вина взрослых. Поэтому про это тяжело говорить и каждая история очень болезненна.

Чтобы привлечь внимание общественности, поддержать возвращение украинских детей домой и изучить возможности юридической и политической ответственности — 31 января и 1 февраля в Латвии пройдет международная конференция посвященная детям, которых Россия депортировала из Украины.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное