У PiS, возглавляемой Ярославом Качиньским, в следующем Сейме будет 194 депутата. По сравнению с прошлыми выборами, 2019 года, это на 41 мандат меньше. Единственный очевидный союзник PiS, праворадикальный список «Конфедерация», получает 18 мест (на 7 больше), сообщает Rzepospolita. В польском Сейме 460 депутатов, и для формирования правительства, соответственно, необходимо минимум 241 голос.
Находившаяся до сих пор в оппозиции либеральная и проевропейская Гражданская коалиция во главе с бывшим премьером и председателем Совета ЕС Дональдом Туском завоевала 157 мандатов (плюс 23 с прошлых выборов). Ее партнеры по оппозиции, «Третий путь» и «Новые левые», соответственно, 65 (плюс 30) и 26 (минус 23).
Номинировать кандидата в премьер-министры должен президент. Эту должность занимает Анджей Дуда, считающийся убежденным сторонником PiS. Сегодня утром Rzepospolita со ссылкой на свои источники в канцелярии главы государства сообщила, что Дуда намерен поручить формирование правительства «победившей партии», которой технически является PiS.
На проходивших одновременно выборах в верхнюю палату парламента, Сенат, PiS потеряла 14 мест и оказалась теперь уже в выраженном меньшинстве с всего 34 местами из 100.
На тех же участках в воскресенье проходил и инициированный PiS референдум c четырьмя вопросами:
- «Поддерживаете ли вы продажу государственных активов иностранным структурам, приводящую в потере контроля поляков над стратегическими секторами экономики?»
- «Поддерживаете ли вы повышение пенсионного возраста, включае возвращение к порогу в 67 лет для мужчин и женщин?»
- «Поддерживаете ли вы демонтаж барьера на границе Польши и Беларуси?»
- «Поддерживаете ли вы допуск тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и из Африки, в соответствии с механизмом принудительного перемещения, навязываемого европейской бюрократией?»
В предвыборной кампании PiS и другие правые утверждали, что фактически на референдум вынесены ключевые пункты программы Туска и его союзников. Судя по опубликованным сегодня итогам, поляки в массе своей на референдум просто не пришли — явка не достигла требуемых для признания плебисцита действительным 50 процентов и составила всего 40,9%. Явка на выборы, напротив, оказалась невиданной с 1989 года — 74%.