Заявление Кристерссона прозвучало 8 января на национальной конференции «Народ и оборона» (Folk och Försvar) в Селене.
«Швеция обладает уникальными военными возможностями — в воздухе и под водой, “мощностями” для разведки и привычными к зиме солдатами. Мы знаем условия в новом внутреннем море [НАТО, т.е. Балтике] — с его малыми глубинами, малой средней глубиной, изменчивой топографией и небольшими расстояниями», — цитирует SVT Кристерссона. Он также сообщил, что что в этом году правительство инвестирует еще 27 млрд. крон (2,4 млрд. евро) в оборону.
По информации издания, речь идет о батальоне из 800 солдат Сконского полка, дислоцируемого в Ревинге под Лундом. В декабре 2023 года главнокомандующий шведскими сухопутными силами Джонни Линдфорс рассказал в интервью DN, что идет планирование размещения шведских сил в Латвии. Контингент, возможно, «возьмет с собой» бронетехнику — Pansarterrängbil 360, Stridsvagn 122 и Stridsfordon 90 (соответственно, шведские версии колесных БТРов Patria, танков Leopard 2 и БМП собственной разработки, под названием CV90 хорошо зарекомендовавших себя в Украине). С учетом пока лишь грядущего членства Швеции в НАТО и необходимых политических решений, реальный самый ранний срок их прибытия — начало 2025 года.
Министр обороны Латвии Андрис Спрудс также присутствует на конференции в Селене. «Мы рады этому важному решению, которое вместе с предстоящим вступлением Швеции в НАТО станет значительным вкладом в укрепление региональной безопасности и обороны Латвии», — написал он в соцсети Х.
Присутствие НАТО в Латвии имеет решающее значение для ее безопасности, сказал Спрудс. «Силы НАТО представляют собой активный фактор сдерживания и являются сигналом о том, что каждый дюйм территории союзников должен быть защищен. Также будет важно увидеть шведский флаг в Латвии, который показывает, что Швеция вносит свой вклад в безопасность региона», — цитирует министра обороны Dagens Nyheter.
Rus.LSM.lv уже сообщал, что Канада, руководящая боевой группой НАТО в Латвии, планирует в ближайшие годы вложить в обороноспособность Латвии еще 1,76 млрд евро. Страна удвоит присутствие своих войск в Латвии, и к 2026 году боевая группа усиленного присутствия будет расширена до бригады (около 4 тысяч человек).
Как отмечал ранее Игорь Раев, военный аналитик (и депутат Сейма), на данный момент у Кремля нет никаких ресурсов, чтобы напасть на Латвию, поэтому пока вторжения можно не опасаться. Но это не гарантирует, что такие ресурсы (вместе с желанием) не появятся через 5-6 лет, поэтому принимать меры по обеспечению безопасности Латвии и союзникам нужно уже сейчас.
Недавно в таком же ключе высказался директор Центра передового опыта стратегических коммуникаций (Stratcom) НАТО Янис Сартс: по его словам, военная машина РФ пока полностью сосредоточена на Украине, но война не может длиться вечно, и после нее РФ, вероятно, останется опасным соседом.
Ранее же российский политолог Дмитрий Орешкин в передаче «ТЧК» на Rus.LSM.lv выразил уверенность, что Кремль не решится на прямую военную агрессию против НАТО.
В самой Швеции тем временем звучат предостережения, что в стране тоже может начаться война, поэтому всему обществу следует к этому готовиться. Политобозреватель Sverige Radio Матс Эрикссон, комментируя недавние заявления министров и главнокомандующего вооруженными силами Швеции Микаэля Бюдена, отметил, что многое зависит от хода войны в Украине: «Если Россия выиграет войну, а затем у нее будет несколько лет для наращивания своего потенциала — интересно, что произойдет. Россия показала, что она готова использовать насилие для сдвигания границ и изменения политических систем. Именно в этом контексте шведам следует подготовиться морально».
В декабре Комиссия по обороне Швеции в своем докладе министру обороны Полу Йонсону и министру гражданской обороны Карлу-Оскару Болину подчеркнула, что Швеция должна формировать свою политику безопасности и свою оборону исходя из масштабов угрозы, которую Россия будет представлять в течение длительного времени. Страна должна быть в состоянии защитить себя от вооруженного нападения, а также внести свой вклад в оборону союзников по НАТО. Основой всеобщей обороны и гражданской обороны должно быть всё общество, отметили в комиссии: «Украина продемонстрировала критическую необходимость стойкости населения и воли защищать свою нацию».