Министр земледелия Каспар Грехардс (Национальное объединение) во вторник 20 мая встречается с представителями Ассоциации садоводов и овощеводов, чтобы обсудить ситуацию с урожаем после недавних заморозков и меры поддержки этого сектора сельского хозяйства.
Главная плохая новость — урожая ранних слив и вишни не будет! Мороз, который неожиданно нагрянул в начале мая, нанес непоправимый урон фруктовым деревьям, которые с приходом ранней весны к тому моменту начали цветение. Спасти кое-что все-таки удалось, но мало. Пострадали также посадки некоторых ягод, которые растут на земле, где заморозки были самые сильные, рассказывает глава Ассоциации садоводов и овощеводов Мара Рудзате:
«Вишня, черешня и, думаю, и слива ранних сортов тоже — мы уже считаем, что их не будет в этом году. Разве что уцелели цветущие деревья на местах повыше, на пригорках. И еще около моря — там они и цвели тоже позже. Но в целом эти культуры очень плохи. Потом голубика — процентов 10 потеряно на этот раз, потому что она позднее цвела, и были поморожены только первые цветоносы. Их защищали, дымом окуривали. (...) И еще клюква: в очень нехорошее время у нее носики цветоносов собрались появиться».
Яблони, к счастью, морозы не задели, ведь они цвели уже позднее.
Но есть опасения в связи с малым количеством осадков. Садоводы опасаются засухи. Жаркое лето, которое снова нам прочат синоптики, если не будет дождей, нанесет еще один удар хозяйствам, если искусственно не помочь растениям пережить сухой период или неожиданные заморозки. Сейчас, как говорит Мара Рудзате, фермеры очень рассчитывают на поддержку государства:
«Если это лето будет такое же, как прошлое, когда даже в колодцах воды не было, то что будет осенью и зимой? Капельный полив и противоморозная защита — это для садоводов очень нужно! И овощеводам полив тоже нужен. Мы ждем от Министерства земледелия, что у нас будет хорошая поддержка. В других странах, я знаю, это всё уже есть».
Между тем, пришедшие нежданно заморозки не нанесли серьезного урона посевам зерновых. Более того: в последний момент озимые (яровые) удалось спасти от засухи, рассказывает глава Крестьянского Сейма Латвии Юрис Лаздиньш.
«Сезон этот у нас начался рано, в начале апреля — иди на поле и сей. Это было хорошо, чтобы получить хороший урожай. Но в апреле пришлось мириться с тем, что нет влаги, нет дождей, и это очень обеспокоило крестьян. Но в то же время ситуация улучшалась тем, что в Латгалии и Видземе дожди прошли, можно сказать, в последнюю секунду, чтобы удержать этот урожай, и потенциал того урожая, что растет на поле, мы уже видим. И я рад сообщить, что почти по всей Латвии ситуация нормализовалась, мы можем рассчитывать на средний или высокий урожай».
По словам Лаздиньша, никогда компенсации, государственные или европейские, не покрывают ущерба, который наносят крестьянам природные катаклизмы.
За последствия засухи прошлого года садоводческие хозяйства получили по 4,80 евро за гектар, то есть для хозяйства площадью 10 га материальная поддержка от государства составила 48 евро. Мара Рудзате говорит, что многие хозяйства от этих денег просто отказались. Отрасль, она считает, государству надо стараться сохранить.
Кстати, сейчас даже страховка не покрывает урон садоводов на случай природных катаклизмов. Вот что рассказал старший эксперт отдела государственной поддержки при Минземледелия Ритвар Заперецкис:
«На данный момент крестьяне могут застраховать посевы и животных от неблагоприятных погодных условий, но, к сожалению, в отношении овощей и фруктовых деревьев страховка не применяется. Фермеры могут получить от службы поддержки села оплату 70% расходов на полис страхования. Активность крестьян в возможности использования страховки для снижения собственных рисков из год в год растет».
Глава Крестьянского Сейма Юрис Лаздиньш говорит, что страховщики в прошлом году, зная, что будет засуха, не включили в пакет страхование от зноя — поэтому и соответствующей компенсации крестьяне не получат.
«Страховка помогает при наводнении и ряде природных катаклизмов, таких как ураган, сильный ветер, ливни, но на засуху в этот год страховка не сработала, поскольку засуха началась раньше, чем мы смогли подать свои запросы на эту страховку. Когда надо было писать заявку, страховщики знали, что засуха уже имеется, поэтому такую опцию даже не предлагали».
В Минземледелия, кроме того, порадовали: в этом году посевы от засухи застраховать все же будет можно.
«В этом году предлагается новая мера поддержки через страхование, а именно — страхование посевов от засухи, где государство тоже принимает участие при выплате компенсации по убыткам», — сообщил Ритвар Заперецкис.