У зданий структур Евросоюза фермеры организовали импровизированную ферму — в специальной загородке поместили живых поросят и корову. Картина, которая развернулась на главной улице Брюсселя – 50 тракторов, выстроенных в ряд, импровизированная ферма и забросанные яйцами и залитые молоком окна здания Европейского совета — перестает быть шуточной. Забастовки и другие акции европейских фермеров, недовольных решениями Евросоюза, в последнее время происходят все чаще, ведь цены на сельскохозяйственную продукцию падают, а «украинские» санкции ЕС против России и ответное российское эмбарго ещё в силе.
В Брюссель прибыли отраслевые министры стран-участниц Европейского Союза, среди которых был министр земледелия Янис Дуклавс. Его просьба — выделить чрезвычайную финансовую поддержку для отраслей молочного производства и свиноводства Латвии.
Данные Министерства земледелия свидетельствуют, что закупки молочной продукции после вступления в силу российского эмбарго снизились на 26%. В свою очередь закупки свинины снизились на 20%. Если эти отрасли не получат финансовой поддержки, то латвийские фермеры тоже могут начать протесты, добавляет Latvijas radio.
Ранее организации сельскохозяйственников стран Балтии направляли совместное письмо еврокомиссару по сельскому хозяйству Филу Хогану с просьбой организовать ряд мероприятий, которые помогут облегчить тяжелую рыночную ситуацию в регионе. Основная просьба — дополнительная поддержка для молочников и свиноводов.
Аналогичные просьбы и у остальных земледельцев Европейского Союза. Даже бельгийские крестьяне утром понедельника встретили своего Министра земледелия с круассанами и стаканом молока, чтобы напомнить о существующих проблемах в молочной отрасли. А окнам, представляющей министра партии либеральных реформистов, досталось парочкой брошенных яиц и выплеснутыми крынками с молоком.
Фермеры чувствуют побочное действие отмены молочных квот – их исчезновение, с одной стороны, позволяет больше производить, а с другой — вызывает обострение борьбы на молочном рынке.
Комиссар ЕС по сельскому хозяйству объявил об организации ряда мероприятий, направленных на снижение объемов производства молока, что должно вызвать увеличение цены на этот продукт. Хоган отметил, что надеется на поддержку этих мероприятий со стороны Европейского центрального банка.
Как уже писал Rus.lsm.lv, общий объем субсидий латвийским крестьянам в этом году составит порядка 17 млн. евро, и примерно половину этой суммы обеспечит Еврокомиссия. Ранее Дуклавс заявлял, что рассчитывал на большую поддержку ЕС.
В 2014 году общие убытки от российского эмбарго для латвийской молочной отрасли оценивались в сумму, близкую к 50 млн. евро, а потери всего сектора экспорта продуктов питания — около 140 миллионов евро (эмбарго начало действовать летом, следовательно, убытки «нажиты» за неполные полгода). Точных данных за 2015 год пока нет. Согласно ЦСУ, в 2013 году (последнем полном, в котором еще не было санкций), Латвия экспортировала в Россию продуктов животноводства на сумму в 31,4 млн. евро, в 2015-м (первом, на всем протяжении которого санкции действовали) — на 435 тыс. евро.
Закупочные цены на молоко в Латвии опустились ниже себестоимости в августе 2014 года — примерно одновременно с началом действия российский антисанкций. Как тогда писал Rus.lsm.lv, именно введение Россией эмбарго на поставки продовольствия из стран ЕС называлось в качестве причины тяжелого положения, в котором оказались в том числе и латвийские молокопроизводители. К октябрю того же года убытки латвийской молочной отрасли оценивались в 9 млн. евро в месяц. Власти трех государств Балтии обратились за срочной помощью к Евросоюзу запрашивая (в случае Латвии) 20 млн. евро. Затем речь пошла уже хотя бы о 13 млн. евро. В конце ноября Брюссель согласился выделить 7,7 млн. евро.