«Торможение народного хозяйства в сравнении с первым кварталом было ожидаемым. Может быть, не на 1,4%, но нужно сказать, что были мотивирующие факторы — спешка использовать оставшееся потребление или спешка, связанная с повышением цен на энергетику, спешка в поиске альтернативных поставок.
В то же время ожидание и неизвестность — какими будут тарифы. Также нужно учитывать проблемы поставок, которые начались из-за одних причин, но сейчас продолжаются из-за войны в Украине».
Неожиданно низким прирост ВВП во втором квартале считает и экономист банка Luminor Петерис Страутиньш. По его словам, прирост могли замедлить высокие закупочные цены.
По его оценке, это может быть началом рецессии, сообщает агентство ЛЕТА. Страутиньш отмечает, что, судя по имеющейся отраслевой информации, казалось, что ВВП не сильно изменился по сравнению с первым кварталом — но, возможно, вырос примерно на 4% в годовом исчислении. Оказалось, что по первоначальной оценке ВВП за квартал снизился на 1,4%, а за год вырос всего на 2,6%. В первом квартале цифры резко отличались: рост на 3,6% и 6,7% соответственно.
По словам Страутиньша, развитие во втором квартале было замедлено событиями, связанными с вторжением России в Украину. В начале года экономический рост был обусловлен производством, торговлей и коммерческими услугами. Судя по данным экспорта услуг, показатели коммерческих услуг во втором квартале также были очень впечатляющими, однако вклад торговли был намного меньше или даже отрицательным. Рост розничной торговли продолжился, хотя и более медленными темпами, а кривая оптового оборота «сломалась» в марте и апреле.
Рост обрабатывающей промышленности во втором квартале был еще довольно сильным, но он замедляется, и ближайшее будущее не сулит ничего хорошего, отмечает Страутиньш. Он признаёт, что производство сокращается из-за ограниченной доступности сырья и его высоких цен.
Экономист отмечает, что негативные сигналы о ближайшем будущем исходят и с экспортных рынков. Немецкий индекс новых промышленных заказов скользит вниз почти вертикально. Дефицит газа этой зимой может усугубить ситуацию. Индекс потребительских настроений в Европейском союзе в июле достиг исторического минимума, настроение в США также мрачное. Экономический рост Китая почти остановлен борьбой с Covid-19 и кризисом на рынке недвижимости.
Фискальная политика также замедляет экономический рост в Латвии, подчеркивает Страутиньш. Налоговые сборы за первое полугодие выросли на 16,6%, а расходы государственного бюджета всего на 0,7%, то есть в реальном выражении они сократились более чем на десятую часть.
«Возможно, правительство можно было бы похвалить за такую непопулистскую позицию в год выборов, но оно перестаралось. На данный момент нужна поддержка экономики, важно поддерживать покупательную способность домохозяйств, поощрять людей тратить деньги, которые помогут отраслям внутреннего спроса»,
— говорит Страутиньш.
В то же время экономист указывает, что ситуация в экспортных секторах в целом по-прежнему неплохая. Страутиньш считает, что второе полугодие будет гораздо более сложным для товарных отраслей, а также для грузовых перевозок — железных дорог и портов, но для так называемых услуг «белых воротничков» ситуация отличная, и прогнозы тоже неплохие. За первые пять месяцев года экспорт товаров вырос на 32%, а экспорт услуг — на 38%.
«Знаменитое высказывание «денег больше, чем когда-либо» по-прежнему верно, и это возможность помочь тем, кому сейчас тяжело из-за роста цен на сырье и энергию», — говорит Страутиньш.
Он допускает, что второй квартал является началом серии из нескольких кварталов, в которых ВВП будет снижаться по сравнению с предыдущим периодом, то есть наступит рецессия.
«Пока условия в экономике в целом — падение безработицы, жалобы предпринимателей на нехватку работников — не свидетельствуют об общем кризисе. Однако нагрузка цен на энергоносители станет еще тяжелее, и надежды на положительную динамику в конце года слабы»,
— добавил Страутиньш.
Подробный отчет об уточненном размере ВВП и изменениях во втором квартале этого года будет опубликован 31 августа. Как писал Rus.LSM.lv, президент Банка Латвии Мартиньш Казакс уже предупредил, что к концу года в Латвии технически возможна рецессия, однако говорить о глубоком кризисе, по его словам, не стоит.