Председатель правления акционерного общества Brīvais vilnis Арнолдс Бабрис рассказал, что на данный момент известно лишь то, что российский рынок будет открыт. Больше никаких подробностей. В связи с такой неопределенностью предприятие вынуждено пересмотреть и оптимизировать свое производство.
«Пропорционально заказам сокращается абсолютно вся расходная часть. Периодически компании вынуждены приостанавливать работу. Практически на сегодняшний день наше предприятие стоит и я вижу, что мы будем стоять вплоть до января. 23 декабря мы приостановили производство и поставили товар на склад, чтобы в январе торговать продукцией. В феврале мы планируем производство возобновить, но понятно, что не на полную мощность. Естественно, что будут предприятия, которые обанкротятся (...) я думаю, что однозначно в этом году», — сказал Бабрис.
Потери несут все предприятия без исключения, подчеркнул Бабрис. Все работают с убытками.
«Заказов мало, но это связано не только с российским рынком, но и с тем, что в ближайших странах покупательская пособность упала. Это происходит из-за падения цены на нефть. В том же самом Азербайджане», — объяснил Бабрис.
Стремительный рост покупательской способности не предвидится, поэтому в сложившейся ситуации предприятия усиленно ищут новые рынки. Причем, поиск этот успешен. Но проблема в том, что рынки быстро не раскрываются, хотя сейчас покупатели, нацеленные на латвийскую продукцию есть в Америке.
Представитель Министерства земледелия Нормундс Риекстиньш подтвердил, что самая печальная ситуация у рыбоперерабатывающей отрасли. Здесь наблюдается падение на 42% в производстве и прибыли по сравнению с 2015 годом.
«У рыбаков не настолько все печально, потому что количество выловленной рыбы сохраняется на уровне предыдущего года. Но рыба, которая вылавливается, используется в других отраслях в связи с меньшим спросом для переработчиков», — объяснил представитель министерства.
Сейчас рыбаки в больших объемах замораживают продукт и продают его по состоянию спроса. Падение прибыли в связи с закрытием российского рынка рыбные хозяйства почувствовали не так остро, так как Россия не была главным потребителем мороженой продукции. Рыба шла в другие страны. Но, например, в прошлом году рыбу нельзя было продать в Белоруссии. Проблемы возникли и с поставками в Казахстан, так как они шли через Россию.
«Увеличились поставки рыбы в Украину. В связи с тем, что уменьшились возможности реализации мороженной рыбы — часть, которая вылавливается в Балтийском море идет на производство рыбной муки и жира», — объяснил Риекстиньш.
Спрос на эти продукты есть во всем мире, подчеркивает Риекстиньш. Сейчас рыбаки реализуют проекты, чтобы самим перерабатывать ту рыбу, которую они не могут продать. Такой вариант возможен, но речь идет о количестве денег, которые можно получить при продаже.
«Наш наибольший интерес в производстве продуктов с большей надбавочной стоимостью. Так появится возможность работать в рыбной промышленности и зарабатывать [побольше]», — объяснил Риекстиньш.
В середине ноября, помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко сообщил, что для прибалтийских шпрот может появиться возможность вернуться на российский рынок. Однако в полном объеме поставки возобновлены не будут.
Как сообщал Rus.lsm.lv, при нынешней рыночной ситуации приходится искать другие способы куда сбывать рыбу.