Чтобы прийти к этому статусу, Латвии понадобилось 11 лет, сообщил специалист. В 2009 году Латвия заключила договор о сотрудничестве:
«Это такая «фаза знакомства», без финансовых обязательств. Мы познакомились с агентством, а оно, в свою очередь — с латвийской индустрией. Следующий шаг был уже в 2015 году, когда мы заключили государственный договор о сотрудничестве, в основе которого была программа исследования и развития».
Цель этого договора, по словам Каролиса — улучшить производительность наших предприятий и научных учреждений, связанных с космической сферой. В его рамках был реализован 51 проект на сумму более 6,5 млн евро на основе современных технологий и наработок советского времени. Это сателлиты и лазерные технологии, а одно латвийское предприятие производит товар, который пользуется в Европе спросом. Это — устойчивые к радиации интегрированные микросхемы, различные электронные компоненты для космических программ и технологии заправки ксенона.
«Понятие космоса нам не чуждо. У нас достаточно богатые наработки с советского времени, и даже раньше. И это возможность их развить, запустить в европейский оборот – на европейский рынок. Участие в Европейском космическом агентстве откроет для нас новые горизонты. Мы получим больше возможностей сотрудничать с космической отраслью, а это очень существенно.
В одиночку ничего не сделать – в основном речь идет о сотрудничестве многих стран, поэтому и было создано Агентство. Являясь его частью, мы получим доступ к программам, которого у нас раньше не было. А это, в свою очередь, открывает больше возможностей для коммерциализации созданных в Латвии технологий на глобальном рынке. У наших предприятий появится больше работы, и им будет нужно больше рабочей силы — а значит, у специалистов высоких технологий появятся дополнительные возможности работать в этой сфере.
Я хочу добавить, что мы будем ассоциированной страной-участницей Агентства. Отличие от просто страны-участницы в том, что в нашем случае платится меньше денег в бюджет агентства. Для нас это финансово выгоднее, но вместе с тем у нас немного меньше доступа к управлению его программами», — рассказал эксперт.