Процесс неплатежеспособности, в ходе которого предприятие рассчитывается со своими кредиторами, позволяет избавиться от долгов достаточно безболезненно. Назначенные государством администраторы просто продают всё имущество предприятия за максимально возможную цену, и вырученные средства отдают кредиторам. В прошлом году экономическая полиция начала около 40 процессов, в которых владельцы предприятий пытались всячески препятствовать честной процедуре банкротства.
«Во-первых, должники не подают документы, из которых было бы ясно, как предприятие работало в прошлый период. Таким образом, администратор неплатежеспособности не может узнать, сколько должно предприятие и кому. Такие документы уничтожают, теряют или их, якобы, крадут. Кроме того, создаются фиктивные кредиторы, которые выдавливают реальных кредиторов, то есть не дают им возможность заявить о своих претензиях», - сказала заместитель госсекретаря Министерства юстиции Лайла Медина.
Представитель Минюста добавила, что ещё один распространённый вид мошенничества — это уничтожить или вывезти с предприятия все вещи. Как-будто отдавать просто долги нечем.
Именно такие сложные случаи министерство хочет оставить в ведении Госполиции. Те же, где нарушения ограничиваются обычным затягиванием сроков процесса, из уголовных переведут в разряд административных правонарушений. Это позволит за мелкие проступки наказывать быстрее, не дожидаясь результата следствия и решения суда. К тому же, это освободит ресурсы полиции, где и так наблюдается серьёзная нехватка специалистов, которые могут расследовать сложные преступные экономические схемы. Глава Госполиции Инт Кюзис говорит, что опытных кадров-экономистов быстро переманивают в частный сектор.
«Тактика и методика расследования экономических преступлений являются главными проблемами для полиции. Найти следователей по экономическим преступлениям с академическим образованием практически невозможно», - отмечает Инт Кюзис.
Впрочем, страдает не только полиция. Порой прокуроры и судьи не могут сойтись во мнении — какое преступление наносит реальный вред обществу, а какое можно рассматривать в административном порядке. Поэтому на стол кабинета министров в ближайшее время лягут и предложения совместно обучать экономическим вопросам полицию, прокуроров и судей. На это в течение следующих семи лет у Минюста есть 11 млн евро из европейских фондов.