Показатель демонстрирует, что государство не сможет достичь целей, поставленных в Национальном плане развития на 2021-2027 годы: в нем планируется достичь 64 пунктов к 2024 году и 67 баллов - к 2027 году. При этом декларация нового правительства хотя и оценивает важность снижения коррупции для укрепления нацбезопасности, но не описывает меры по борьбе с ней. «Кажется, что мы осознаем негативное влияние коррупции, но практически не в состоянии на нее воздействовать», — заявили в организации.
В области политических добропорядочности оценка Латвии (49 из 100 баллов) является самой низкой в ЕС. Мы на одном уровне с Грецией, Словакией, Польшей, Мальтой, Венгрией и Румынией, отстаем от Эстонии на 26 баллов и Литвы на 9 баллов.
В области добропорядочности бизнеса показатель составляет 52 пункта из 100. На оценку негативно влияют взятки, злоупотребление и растрата государственных ресурсов и средств из фондов ЕС, искажение конкуренции в различных секторах экономики и на уровнях ответственности чиновников - от муниципалитетов до госуровня.
В обществе за открытость Delna выделяют три области, над которыми Латвии надо особенно хорошо поработать.
«Это государственные деньги — все государственные закупки. Деньги самоуправлений, государственные деньги — насколько честно, открыто мы их используем, есть там коррупция или нет. Мы все чаще видим новости в СМИ о том, что кто-то был пойман на коррупции в сфере госзакупок — картели и тому подобное», — говорит директор Delna Инесе Тауриня.
Второе — это политическая честность. Чтобы депутаты, принимающие решения, четко объясняли, как они решения принимают.
«И третье, о чем мы говорим уже второй год подряд, это то, что бизнес, частный сектор, также должен понять, что борьба с коррупцией — это их ответственность.
Предприятия также должны понять и стать нетерпимыми к коррупции в своей работе, с партнерами, субподрядчиками, клиентами, поставщиками услуг — с кем угодно».
По словам Таурини — нет такой области, в которой Латвия показала бы хороший результат в отношении борьбы с коррупцией.
«Руководство страны должно иметь мужество бороться с коррупцией. Особенно в этом году мы видим, что коррупция является не только национальной, но и глобальной угрозой», — заявила директор Delna.
«Это чума, которую мы унаследовали от оккупации и должны продолжать искоренять ее везде, где бы мы ее ни обнаружили. Все больше и больше областей, где такие вещи не происходят. Можно сказать, что жизнь в нашей стране становится лучше. Но, конечно, очевидно, что для общества в целом — об этом говорит индекс восприятия — мы еще не избавились от этого в достаточной степени. Будем действовать шаг за шагом», — утверждает премьер-министр Кришьянис Кариньш («Новое Единство»).
Впрочем, в других странах Балтии, которые находились под точно такой же оккупацией, индекс восприятия коррупции ваше, чем у нас. В Литве — это 62 пункта, а в Эстонии — 74. И если в 2018 году, до премьерства Кришьяниса Кариньша, мы отставали от Эстонии и Литвы, соответственно, на 15 и 1 пункт, то теперь — на 15 и 3 пункта соответственно.
Индекс восприятия коррупции ежегодно публикует международная антикоррупционная организация Transparency International. Этот рейтинг является наиболее используемым индикатором уровня коррупции в публичном секторе и основывается на результатах 13 различных исследований. В индексе используется шкала от 0 о 100, где 0 свидетельствует о высоком уровне восприятия коррупции, а 100, наоборот, о низком.