В Эстонии такая норма уже действует, в других странах вообще введен мораторий на промышленную вырубку. Готова ли к такому Латвия? Орнитолог Роланд Лебус, представитель Латвийского орнитологического общества, рассказал, что для гнездования таких птиц, как рябчик, не всякий лес годится:
«То, что мы сейчас слышим — это молодые синички щебечут, еще июнь, первая кладка уже вылетела, и это значит — при вырубке они бы здесь не щебетали».
Синицы могут приспособиться жить и в не слишком хорошем лесу, другие же птицы в молодых посадках не гнездятся: им нужен хороший лес, говорят орнитологи. Хороший лес в лесу это когда есть деревья разных возрастов и пород, а также сухие деревья. По данным Латвийской службы леса, это около 40% от всей территории лесов, но наблюдения экологов говорят о другом:
«Хороший лес в лесу это в лучшем случае 2-3% от латвийской территории осталось. Все остальное — это «более или менее», или даже просто поросшие леском земли», — говорит Лебус.
По подсчётам орнитологов, из-за недостатка мест для гнездования численность рябчиков за 10-15 лет сократилась на 90%. И уже не получится похвастаться, что в Латвии живут 10% мировой популяции черных аистов — это осталось в прошлом.
Тем временем в мире есть страны, которые вводят запреты на сплошную вырубку леса. Среди них — Албания, раздумывает Китай, а Норвегия запретила так называемую невосполнимую вырубку, когда на месте леса появляются дома или сельхозугодья. В Латвии такого запрета нет. Но он и не нужен, заявил Нормунд Кнетс, специалист Государственной службы леса:
«В Латвии зарастает лесом каждый год 20-30 тысяч га, а вырубается так, что лес там больше не будет расти, а будут дома или карьеры — примерно 500 га».
Орнитологическое общество на портале народных инициатив Manabalss.lv собирает подписи под предложением запретить вырубку леса хотя бы во время гнездования: с апреля до конца июня. Каждый год в это время уничтожаются около 50 тысяч гнезд, кроме того, шум от вырубки сгоняет птиц с насиженных мест. В Государственной службе леса говорят —практических проблем отказаться от вырубки нет, но это зависит от политической воли правительства. В то, что такая воля может появиться, орнитологи не верят. В Эстонии такой запрет ввели — у нас никак не получается.
«Много идей хотелось бы продвинуть — но в отношении природы не проходит, потому что лобби в правительстве и Сейме тех, на другой стороне, велико и больше думают, как повышать экономические показатели, а как природу сберечь — ни у кого голова не болит», — считает Роман Лебус.
В Службе же леса говорят: леса в Латвии — хорошие, растут хорошо, вместо вырубленных сажаются новые, есть равновесие. Между тем в прошлом году Латвия установила рекорд по