«Точки над i»: банк Citadele продали дешевле, «лишь бы не русским»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В разговорах о консолидации бюджета, оживившихся в последние дни, как-то забывается, что государству было бы недурно лучше распоряжаться теми средствами, которыми оно уже располагает, прежде чем браться за урезания издержек или повышение налогов. Свежий пример – невыгодная продажа банка Citadele, заявили эксперты в дискуссии «Точки над i» на LTV7.

Если обобщить все сведения о государственном имуществое, которое еще можно приватизировать, то выручить за него «по пожарной цене» можно порядка 9 млрд латов (12 млрд евро), писала еще несколько лет назад газета «Бизнес&Балтия». По словам ведущего Алексея Дунды, возникает вопрос: почему тогда не происходит полноценной приватизации?

Ответ, на котором сошлись гости передачи – всё упирается в политический курс государства. Далеко не все инвесторы ему по вкусу, и выбирает правительство зачастую не самых выгодных. А какие-то объекты собственности, такие как 10% долей капитала в Latvijas kuģniecība, придерживаются «впрок». Стоит ли держать курицу, которая не несет золотых яиц? Ведь государству дивидендов Latvijas kuģniecība с этих акций не платит...

Геополитическая же подоплека, в частности, прослеживается в сделке по продаже банка Citadele. Как признал бывший министр экономики Вячеслав Домбровский, это был «большой и отдельный вопрос» - продать банк всего за 74 млн евро, тут же перечислить эти деньги в счет долга Европейскому банку реконструкции и развития, да еще и в долгу перед ним остаться.

«Такова была воля правительства, – рассказал бывший политик. – Если одним словом – это геополитика. (...) Из шести самых серьезных претендентов только один не был каким-то образом связан с востоком. (...)

Правительство принимает решения коллективно. Я, как министр экономики, больше смотрю на финансово-экономическую составляющую. Моя цель – продать как можно дороже, не получив красной карточки от спецслужб и при условии, что покупатель – более или менее компетентный предприниматель. Потом правительство принимает решения коллективно. То решение, которое поддерживается большинством членов правительства, и принимается. Было голосование, но мою точку зрения большинство не разделило. Поэтому в дальнейшем я выполнял решение правительства».

Домбровский признал, что сейчас трудно сказать, за какую сумму банк мог бы быть продан (ясно, что за более высокую, впрочем, чего он не отрицал).

«Могу лишь сказать, что из всех шести претендентов продали тому, кто изначально предлагал вторую самую низкую цену», - заявил он.

Каким же образом получается, что Латвии сейчас требуется консолидировать 113-116 млн евро в бюджете 2016 года, и в то же время она продает задешево госсобственность? Бывший руководитель фабрики Laima Роланд Гулбис резонно отметил: на латвийском рынке уже и так спокойно работает 5-6 банков с российским капиталом, и никого это почему-то особенно не тревожит.

«Если бы меня спросили – думаю, я бы побольше запросил, миллионов 150 набрал и купил этот банк, – сказал он. – Но, как уже было сказано – это геополитика, и там заранее было ясно, кому это всё уйдет. А остальное – только грим: вот, мол, так произошло. Очень больной вопрос! Такие маленькие деньги – это же полтора года прибыли банка... За такие деньги [банки] не продаются».

Как фигурально выразился Вячеслав Домбровский, в этой сделке «курицу, несущую по яйцу в день, продали за два яйца».

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное