Теневая экономика не сократилась — кроме борьбы, советуют мотивировать платить налоги

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Доля теневой экономики в 2019 году в Латвии изменилась несущественно, оставшись примерно на уровне 2018 года, когда она составляла 24,2%. Бизнесу нужны позитивные стимулы платить налоги, признал председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш в эфире Латвийского радио 4. Пока же в обуздании теневой экономики Латвия, по его словам, топчется на месте.

10 июня Рижская Стокгольмская высшая экономическая школа представляет ежегодное исследование на эту тему, обобщив данные за 2019 год — юбилейное, десятое (индекс публикуется с 2009 года).

Разумеется, за последние десять лет прогресс был, сказал Эндзиньш. Десять лет назад доля теневой экономики была огромной — 38%, а теперь она составляет порядка 24%.

«Это большой спад, и это хорошо. Но беспокоит вот что. Если мы смотрим на показатель в последние семь лет, то что он показывает: в 2012 году — 21%, 2013 — 23%, в прошлом году около 24%... Мы можем констатировать, что фактически мы последние семь лет стремительно топчемся на месте. И это — вопрос, который нужно поднимать, нужно решать, менять стратегию, чтобы все-таки увидеть позитивную динамику.

Я ради интереса посмотрел, какими были презентации на эту тему в 2014-15 годах, и, к сожалению, могу сказать, что согласен с теми позициями, которые были озвучены в то время.  В 2010-11-м мы, фигурально выражаясь, собирали те плоды, что висят на ветках пониже. А теперь перед нами стоят вопросы посложнее, и, если мы их не решим, мы увидим по динамике, что стоим на месте».

Нулевая ставка подоходного налога на реинвестированную прибыль (введенная лишь недавно) привела к улучшению динамики, рассказал глава ЛТПП.

«Но в то же время заметно, что

легализация зарплат с 2017 года не стала активнее. А тогда как раз изменили налогообложение микропредприятий — повысили ставку с 9% до 15% — и ввели еще другие ограничения, вот рынок и отреагировал»,

— пояснил он.

Глава Банка Латвии Мартиньш Казакс минувшей весной заявил: эпидемия коронавируса показала все минусы получения зарплат в конвертах — многие жители страны остались без пособий по простою и попали в сложное финансовое положение, прозвучало в эфире ЛР-4. По оценке Эндзиньша,  коронавирусный кризис станет уроком для многих, заставив изменить мышление и подход, и не только в уплате налогов:

«Все научатся работать в дигитальной среде, в том числе СМИ. И, естественно, это будет влиять и на ситуацию с теневой экономикой. Но нужно сказать, какие будут последствия — это мы наверняка узнаем все-таки примерно через год, когда будет готово следующее исследование. Сегодня на конференции мы будем смотреть, какие данные получены о теневой экономике в Балтийских странах за 2019  год. И в следующем году сравним и увидим, как изменилась ситуация».

У Латвийской торгово-промышленной палаты есть рекомендации политикам по улучшению ситуации, но важно, будет ли проявлена политическая воля. Ту же нулевую ставку на реинвестированную прибыль ЛТПП предлагала ввести с 2014-15 гг., но это было сделано лишь недавно (и уже дало эффект), сказал Эндзиньш.  

Учитывая экономический рост в последние два года, сохранение стабильной доли теневой экономики — тенденция негативная, признал в интервью Latvijas Radio профессор Рижской Стокгольмской высшей экономической школы (SSE Riga), директор Центра устойчивого бизнеса Арнис Саука.

Обычно с ростом экономики «серый» сектор сокращается, но в случае Латвии этого не произошло. И не произойдет, пока предприниматели не удостоверятся, что государство адекватно распоряжается деньгами налогоплательщиков,

отметил он.  
 
Крупнейшей проблемой, по оценке Сауки, до сих пор остаются зарплаты в конвертах. В среднем 22,3% всех заработков жители Латвии получают наличными, без уплаты налогов. В Эстонии этот показатель — 11%, в Литве — 14%. На искоренении зарплат в конвертах и нужно сосредоточить усилия при проведении следующей налоговой реформы, раз уж предыдущая себя в этом смысле не оправдала, считает экономист.

И Эндзиньш, и Саука предостерегают: от того, как в теперешний кризис складывались отношения конкретных предприятий с государством (насколько бизнесу пошли навстречу, помогли пособиями) будет зависеть их готовность платить налоги впредь. А историй, когда предприятиям отказывали в пособии по простою для их работников, было немало. Кроме того, если кризис затянется, и рабочих мест станет меньше, трудящиеся будут рады любым доходам, в том числе неофициальным. Чем глубже окажется кризис, там большей окажется доля теневой экономики и в 2021-22 годах, резюмируют специалисты.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное