«Поймали нарушителя — Ganbei. Его деятельность не прервали. Только взыскали штрафы. В прошлом году открыли около 20 случаев вмешательства в кассовые системы. Поймали 20, а системы будут менять у десятков тысяч торговцев», — возмущается несоразмерностью требования директор Елгавского рынка Валдис Лабановскис.
В Службе госдоходов не скрывают — число обнаруженных случаев переделки кассовых аппаратов с целью неуплаты налогов действительно ничтожно. В прошлом году было всего 18 таких инцидентов. Но в СГД считают, что это лишь вершина айсберга. Более жесткие требования к кассовым аппаратам помогут бороться с мошенниками. Предприниматели же считают, что налоговики дискриминируют мелких торговцев.
Член правления Ассоциации торговцев, глава Marsvet Мартиньш Шабловскис недоволен разницей в подходе к крупным и мелким торговым компаниям:
«Почему большим сетям дают на смену аппаратов 3 года, а мы, местные маленькие торговцы, должны сделать это за полгода при том что они стоят до 2-5 тысяч евро за один аппарат?»
Инесе Биндермане, замдиректора Управления налогового контроля СГД, пояснила: «Требования ко всем одни. Но те налогоплательщики, которые ввели систему контроля налоговых рисков как участники углубленной программы сотрудничества, имеют право перейти на новые кассовые аппараты до 2019 года».
Предприниматели предупреждают: расходы по закупке новых аппаратов в итоге ударят по карманам покупателей. В СГД утверждают — реформа больших вложений не потребует:
«Если новый кассовый аппарат покупать не надо, а лишь усовершенствовать в соответствии с новыми требованиями — таковых большинство, — это может стоить до ста евро. Небольшие аппараты, польские и чешские модели тоже будут недорогими — 250 евро. Если кассовая система будет сложной, то она может стоить до тысячи евро», — говорит Биндермане.
Вот только в Торгово-промышленной палате уверены — реформа устарела еще до ее введения:
«Остается тот же фискальный блок, он устанавливается в каждом устройстве — это децентрализованное решение, где каждый блок регистрирует транзакцию, и если, например налоговому инспектору надо делать инвентаризацию — он должен ехать по каждому магазину и получать копию. В этом ничего современного нет»,
— заявил член правления Торгово-промышленной палаты, совладелец PAYYAP Хельмут Бульс.
Во многих странах Европы уже ввели онлайн-систему контроля налогов в торговле. Переходит на нее и соседняя Эстония, рассказал Бульс:
«Каждый кассовый аппарат будет централизованно отправлять информацию в СГД и получать одобрение для распечатки чеков. Это значит контроль, доходы, эффективное администрирование!»
Предприниматели предлагают отменить смену кассовых аппаратов сейчас и начать подготовку к переходу на онлайн-систему. Свое видение этой системы СГД обещает подготовить правительству уже к лету. Но там от смены кассовых аппаратов там отказываться не согласны. Говорят: вот поменяем — а тогда будем думать, что делать дальше.
Президент Ассоциации торговцев Латвии Хенрик Данусевич, советник Еврокомиссии по торговым делам, рассказал в студии Русского вещания LTV7, что ассоциация не возражала бы против реформы, не будь она столь поспешной:
«Мы бы не были против, если бы реформа была как в прошлый раз. Чтобы с определенной даты просто нельзя было регистрировать аппараты старого поколения. Но то, что делается сейчас – впервые такое вижу за 15 лет! СГД сама нарушает закон, регистрируя с 1 января аппараты старого образца. (...)
И что главное — создана кормушка: каждую систему нужно сертифицировать в одной из двух международных компаний, а это 15-30 тыс. евро за каждую систему. Один из членов нашей организации оборудовал плавательный бассейн — система стоила 45 тысяч, а теперь ему надо еще сертифицировать за 15 тысяч. Нет никакой логики».
Мелкие торговцы раздосадованы и тем, что есть список из двух десятков крупных предприятий, к которым требование перейти на новые кассы уже с 1 июля с.г. не относится. Им в СГД дали двухлетнюю отсрочку.
«Я уже написал в Еврокомиссию, что латвийское государство, по нашим сведениям, обмануло ЕК. Предприятие из привилегированного списка делать сертификацию не обязано. (...)
Там один из показателей — зарплата на 100% выше, чем у остальных в отрасли. Знаете, в среднем зарплата продавца 450 евро. Не верю, что в Rimi 900 евро в месяц кассир получает! Кроме того, 2,5 тысячи торговцев в прошлом году получили грамоты от Службы госдоходов за честную уплату налогов. Почему они — не в белом списке?»
Данусевич указал и на ненормальную поспешность, с которой проводятся преобразования: «Мало купить аппарат, нужна еще установка, обслуживающая фирма должна выехать на место. Выезд в любой город Латвии — не менее 150 евро. А менять им предстоит 40 тыс. аппаратов. Вы представляете, какие мощности потребуются этим сервисным фирмам?»
Настойчивость и спешка, с которыми действуют Минфин и СГД, по мнению Данусевича, объясняются двумя причинами. Первая – это неумение СГД иначе показать, что она борется с теневой экономикой: «Это всё для галочки, чтобы показать, будто что-то делается». Вторая причина — возможно, кто-то обогатится на продаже кассового оборудования; сейчас в Латвии представлена только одна система требуемого образца, но и она, по утверждению Данусевича, не сертифицирована.
«Главного не пойму: зачем такой дорогой механизм, чтобы навести порядок? Обязали бы торговцев, пойманных на вмешательстве в кассовые системы, в течение месяца заменить их на новые, и всё. Бюрократы совсем оторвались от жизни.
Мы предлагали за махинации с кассами ввести уголовную ответственность, но на это СГД почему-то идти не хочет», — резюмировал глава ассоциации.