Если последствия африканской свиной чумы — причина объективная и понятная, то тот факт, что в латвийских магазинах импортную свинину зачастую можно купить дешевле, чем местную, вызывает у представителей отрасли недоумение.
В хозяйстве Lejas-Indriņi, расположенном в Вайвской волости Цесисского края, в пору расцвета держали более сотни свиней. Теперь осталась лишь пара — те, что хозяева выращивают для себя. Владелец говорит, что мысль отказаться от свиноводства появилась из-за нескончаемых проверок, а последним испытанием стала африканская свиная чума. Чтобы соблюдать все требования, потребовалось выстроить новый хлев. Поэтому в прошлом году хозяйство решило больше свиней не выращивать.
То, что африканская чума внесла свои коррективы, подтверждает и глава Валмиерского бюро сельских консультаций Дайга Силиня. Но в превратностях отрасли виновата не только эпидемия.
«На свиноводстве, конечно, очень негативно отразилась африканская чума свиней; возможно, что небольшие хозяйства не устоят и будут ликвидироваться. И интересно и парадоксально то — это, возможно, не имеет никакой связи с заболевшими свиньями — что очень сократилось потребление свинины, жители Латвии вообще едят мясо — свинину и говядину — меньше, чем раньше, так что потребление мяса упало.
Очень негативное влияние на свиноводство оказало и то, что стремительно упала закупочная цена в живом весе, даже больше чем на 30 процентов, что весьма существенно — если цена покупки свинины в живом весе до этих проблем составляла 1,24 евро за килограмм, то сейчас 84—85 центов», — рассказала Силиня.
Фермер Илмар Эглите в качестве одного из факторов, отразившихся на отрасли, тоже называет низкие закупочные цены. Выращивание свиней больше не окупается — по его словам, если подсчитать, во сколько обходится одно животное, то продавать его по цене ниже 2,50-3 евро за кг — себе в убыток.
Но магазины продолжают завлекать покупателей низкими ценами, в том числе и на свинину. Дайга Силиня признает, что это странно:
«Я консультировалась с ассоциацией свиноводов; речь о том, каким образом на латвийский рынок может попасть импортная свинина, закупочная цена на которую в стране происхождения выше, чем в магазинах Латвии? Мы знаем, какие цены сейчас на свинину в таких европейских странах, как Германия и Бельгия — и, если она здесь дешевле, то действительно нужно проследить, как все это происходит».
На вопрос о том, каким ему видится дальнейшее развитие отрасли, и не наступит ли момент, когда на полках в магазинах останется лишь импортное мясо, Илмар Эглите отвечает, что шансов выжить больше у крупных комплексов, у которых уже есть свои магазины, коптильни и колбасные цеха. Для маленьких хозяйств удержаться на плаву практически нереально.