Он отказался оценивать реализованную правительством реформу учительских зарплат. «Мне ставить оценки трудно за проделанную работу. Но впервые за последние десять лет в Латвии начались структурные реформы. По-моему, это самое-самое важное. Осознать, что для нас больше повышать налоги невозможно.
У Латвии сегодня есть очень большие бюджетные средства, нужно просто улучшать освоение их. И конкретно — оглашать те цели, которые мы бюджетными деньгами собираемся достичь, и потом, если эти цели достигаются, за них выплачивать премии».
И, хотя глава Минздрава Анда Чакша заявила, что ведомство не будет принимать предложенную Банком Латвии модель финансирования здравоохранения, чиновники все же учтут некоторые детали этого концепта при составлении окончательной программы, считает Римшевич.
«Структурные реформы — не сладкие таблетки, это серьезные преобразования в обществе. Но, я думаю, очень важно, чтобы люди видели, что это делается честно, что деньги никуда не исчезают и что кто-то получает эти сэкономленные деньги... Другого пути у Латвии нет.
Очень важно, чтобы это сопровождалось конкретными объяснениями и очень открытым диалогом с обществом», — добавил он.
Система, при которой чиновники получают премии за успешно реализованные инициативы, поможет побороть и коррупцию. «Знаете, если команда министров будет работать на конкретные, соизмеряемые и оцениваемые цели, то, я думаю, коррупция как таковая сама будет исчезать, поскольку этим людям, чтобы достичь этих целей, уже будет намного выгоднее работать на конкретный результат, чем жить в старой системе. Потому что эти две системы не могут ужиться друг с другом».
Римшевич также сформулировал экономическую идею Латвии — «очень простую».
«Мы уже изучили в наших реформах, что сегодня вообще в мире творится, какие сегодня науки развиваются, какие отрасли развиваются, где люди зарабатывают деньги, где сам большая добавленная стоимость на производстве. И это все связано с обучением наших детей.
И если мы сегодня не будем их обучать творчеству, то нас ничего хорошего в будущем не ожидает. Предметы — наука, творчество, технологии — это все вместе будет создавать ту критическую массу, чтобы здесь что-то придумать, что здесь что-то начинать производить. Если мы сегодня будем просто тратить 10 или 12 лет наших молодых людей на обучение абсолютно всего понемножечку, то мы никогда не дождемся, чтобы здесь потом в будущем были инженеры или изобретатели, которые могли бы сотворить Nokia, Skype, iPhone и так далее. Сегодня мы живем в мире, который очень быстро меняется, мы, по-моему, едем в последнем вагоне — и мы должны думать непосредственно, как долго мы хотим там находиться.
Не пришло ли время всем сесть за стол, закатать рукава и очень внятно и конкретно сказать: “Хватит тратить наши деньги на бесперспективное обучение”».
В этом последнем вагоне, считает глава Банка Латвии, страна может ехать бесконечно. «Латвия сегодня довольно хорошо живет, у нас все нормально, мы самодостаточные, и, может быть, нам даже хватает тех маленьких доходов, которые мы сегодня получаем. Мы можем продолжить жить дальше. Но, конечно, хотелось бы жить лучше. Но, если серьезно говорить, то, я думаю, это просто неприемлемо: мы видим, что мы не хуже. Мы были в межвоенное время одной из самых развитых стран, в начале 90-х годов у нас были очень хорошие перспективы, все предпосылки. И мы просто их не использовали».