Политик полностью согласен с выводами ревизоров о негативном влиянии плохой инфраструктуры мест заключения на поведение заключенных. От отметил, что позитивные моменты в программах ресоциализации есть:
«Фактически то, что вложено — хорошая тренировка и хорошая подготовка сотрудников Управленяи мест заключения и Службы пробации. Но чтобы это дало результат, к этому, как к машине, чтобы она ехала, нужны колеса. И эти «колеса» — новая тюрьма», — подчеркнул Борданс.
Однако в будущем году, вопреки правительственной декларации, запланированное строителство тюрьмы в Лиепае все еще не будет начато. Не хватает средств — необходимые на эти цели 100 млн евро перераспределили на другие нужды, пояснил министр в эфире Latvijas Radio. Это означает, что придется тратить деньги на содержание существующих тюрем, устаревших материально и морально. Вместо открытия новой, котоаря позволила бы продать старые здания тюрем и сократить штат их работников.
На вопрос LR, когда реально может начаться строительство, Борданс ответил:
«В тот момент, когда будет правительство, считающее, что юстиция — приоритет для государства. И не только на бумаге приоритет, но практически».
По мнению Борданса, это вопорс политической ответственности, и ответственность эта лежит главным образом на Минфине, отвечающем за расходование государственных средств.
«Министр финансов все время предлагал свое видение. Министр финансов — тот, кто нас посылал полгода от Понтия к Пилату, не говоря, что вообще не предусмотрено денег на тюрьму, что не собирается выделять средства на тюрьмы, на строительство тюрьмы».
Борданс прогнозирует, что строительство новой тюрьмы может быть в итоге отложено лет на пять-шесть.
В ходе ревизии Госконтроль отметил, что политика ресоциализации экс-заключенных частично работает только на бумаге. Программы есть, персонал обучен — однако во время отбытия наказания заключенные редко участвуют в мероприятиях по ресоциализации, а по выходе на свободу не получают достаточной поддержки общества и различных учреждений, из-за чего многие снова возвращаются в тюрьму. Кроме того, часть заключенных так и не удается вовлечь ни в какие мероприятия по ресоциализации, поскольку участие в них — добровольное.
На это в Минюсте, Управлении мест заключения и Службе пробации ответили, что, во-первых, нужно расширить круг учреждений, занятых помощью освободившимся из мест заключения людям, а во-вторых, пора строить новую тюрьму, потому что состояние старых не выдерживает никакой критики.