Депутаты Сейма думали, как же так получилось, что проект корпуса есть, а денег на его стройку — нет. Думали на общем заседании двух комиссий Сейма – комиссии по социальным и трудовым делам и комисси по ревизиям и публичным закупкам. На заседание были приглашены Министерства финансов и здравоохранения, а также представители из самой больницы им. Страдиня.
Здание есть, а толка от него нет. Первая очередь нового корпуса больницы Страдиня должна быть построена и полностью оборудована до марта следующего года. Но только строительство второй части корпуса ещё не начиналось и не известно, когда начнётся. А без второй очереди пропадает смысл и в первой.
«Построенный корпус А1 — для больницы абсолютно ничего не решает. Потому что в него нельзя будет переехать и освободить нынешние помещения. Например, лифты в операционные залы уже строятся в первой части корпуса, а сами операционные запланированы во второй. К тому же, содержание этой первой части в год будет обходиться почти более чем в 2 млн евро», - объяснил министр здравоохранения Гунтис Белевич.
Первая часть корпуса обойдётся в общей сложности в 86 млн, 24 из них — европейские. Но чтобы он реально работал нужно строить и вторую — ещё за 150 млн. А вот на какие деньги строить вторую часть, и даст ли хоть что-то Европа не известно, а договор со строителями составлен таким образом, что о второй очереди в нём и речи не идёт.
«Пусть конечно это юристы оценивают, но есть предчувствие, что он был специально составлен таким образом, что в нём остаются дыры», - заявил глава комиссии Сейма по ревизиям и публичным закупкам Андрис Берзиньш.
Минздрав предлагает просто вписать в договор строительство второй очереди. Но минфин против.
«В договоре о строительстве в первой очереди не указано, что договор можно продолжить и просто строить вторую очередь. Поэтому если мы так сделаем, то рискуем получить проблемы не только со второй очередью, но и с первой, уже построенной. Это ведь европейские деньги», - сообщила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
Предложение Минфина — делать новый конкурс. Это, впрочем, означает, что начать эксплуатацию больницы можно будет не раньше 2023 года. С этим не согласны депутаты. Да и в самой больнице говорят работать в старых помещениях ещё 6-7 лет трудно.
«В ужасных условиях - можно. В больницу 10 лет не вкладывалось средств.
В больнице работают 3 тысяч человек, которые ждут. Они работают в ужасных условиях и верят, что что-то поменяется», - сообщил член правления больницы им. Страдиня Нормунд Шталс.
В течение 2 недель министерства должны определиться — по какому пути идти. А уже потом будут искать виновных в том, что договор заключен так как заключен. Глава комиссии по общественным расходам не исключает, что к делу придётся привлекать правоохранительные органы.
Как сообщал Rus.lsm.lv, корпус А2 изначально должны были строить вместе с другим корпусом — А1. Строительство последнего, хоть и не без проблем, но продвигается вперед, но на вторую часть проекта денег изначально не хватило. Ещё в феврале врачи больницы Страдиня написали открытое письма первым лицам государства и депутатам Сейма с просьбой найти решение и для второй части проекта. Решать начнут только сейчас. Сейм в эту среду созывает специальную комиссию. И главный вопрос — готова ли Европа всё ещё выделить часть необходимых средств.
«Если делается новый тендер, то [результат —] это примерно 2018 год. И вопрос — будут ли тогда доступны европейские фонды, — заявил LTV7 глава комиссии Сейма по общественным расходам Андрис Берзиньш. — Потом будет отдельная комиссия, чтобы разобраться — кто виноват, кто проспал».