Еще в декабре Госконтроль указал: каждый год около 60 тысяч должностных лиц подают декларации, однако нет уверенности, что документы соответствуют действительности — проверок будто и не проводят.
Риск коррупции связан и со значительными суммами, которые должностные лица накопили наличными. Сейм решил навести в этой сфере порядок — сделать проверки систематическими. Первые дискуссии по этому поводу начались еще весной прошлого года — в Комиссии по предотвращению коррупции. Там указали, что в результате передали законопроект в Министерство финансов, а в конце лета документ рассмотрели на заседании Госсекретарей.
Глава комиссии Айнар Латковскис указал: в тот момент на заседании присутствовало все тогдашнее руководство Службы госдоходов.
«Я надеюсь, что и новое руководство, поддержит то же самое. Это был путь, о котором мы договорились», — добавил он.
Предложенные поправки предполагают, что декларации должностного лица должны быть указаны также внебрачные партнеры, в наличных нельзя хранить больше 20 минимальных зарплат. Кроме того, все поданные в СГД данные необходимо сравнивать с информацией других регистров.
В Минфине указали: согласование затягивается, поскольку нет единодушия — особенно в вопросе ограничения сбережений и указания партнеров. Представитель ведомства Алексис Яроцкис рассказал, что в начале февраля документ отправят всем сторонам на повторное согласование. Если они его одобрят, законопроект отправят в Кабинет министров, если будут возражения — в правительственный комитет.
В Министерстве юстиции уверены: хотя и были возражения в связи с формулировкой, касающейся не заключивших брак партнеров, по сути проект вполне можно поддержать.
Однако из сказанного СГД, разработавшей первоначальный вариант законопроекта, можно сделать вывод, что сравнение баз данных, что считалось первым шагом в проверке достоверности, ничего серьезно не изменит.
«По сути, это уже всегда происходит. Только это происходит не целенаправленно в рамках проверок государственных должностных лиц, но в рамках анализа налоговых рисков»,
— указал Юрис Гайкис, директор Налогового управления СГД. Он пояснил, что готовящийся законопроект усилит внимание к декларациям должностных лиц — с учетом событий прошлого года и ажиотажа по поводу тех, у кого указано было слишком много.
Никаких других поправок, которые могли бы улучшить ситуацию, в конкретном законопроекте, с точки зрения СГД, не требуется. Декларация необходима, чтобы обеспечить открытость должностного лица обществу. «Главный контроль за всеми должностными лицами — со стороны общества. Ведомства отвечают на реакцию общества в прессе, на жалобы — и тогда проводит углубленную проверку в соответствии со своей компетенцией», — добавил Гайкис.
В данный момент слишком рано говорить, как такая позиция СГД повлияет на дальнейшую дискуссию. Однако после решения правительства документу еще предстоит долгий путь через Сейм.
Проверка деклараций должностных лиц позволила обнаружить, например, лимузин, который управляющий Рижским свободным портом Леонид Логинов получил в наследство от отца, факты о бизнесе главы Службы среды Инги Колеговой и многое другое. Однако тщательная проверка деклараций проводится, если получена жалоба, что в документе указаны неполные или ошибочные сведения: при получении информации от Бюро по предотвращению и пресечению коррупции или заявлению самого должностного лица.
Как сообщал Rus.lsm.lv, Министерство финансов, уже заручившееся поддержкой Службы госдоходов (СГД) и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), предложило поправку, подразумевающую, что в будущем в декларациях должностных лиц может появиться графа, требующая указать незарегистрированных спутников жизни. Эксперты указывают: если государство хочет возложить такую обязанность на работников госуправления, то оно должно ввести закон, который позволит признать незарегистрированное супружество и защитить такие пары.
В октябре этого года стало известно, что Служба госдоходов не заметила ошибку о долговых обязательствах на 600 тыс. евро в декларации должностного лица исполняющей обязанности мэра Юрмалы Риты Спроге. Об этом она рассказала сама.
«Правительство уже 10 лет не может определиться, кто же должен проверять декларации государственных должностных лиц. (...) Десять лет правительство не может решить, кто — СГД или KNAB — должен это делать. Так до сих пор и не решило». Так, излагая свою версию событий последнего года в СГД, в интервью порталу Delfi заявил Каспар Чернецкис. «Детектор лжи» проверил правдивость этого высказывания Чернецкиса.