— Чем помогает, с какими вопросами к вам обращаются?
— Что касается Латгалии, то у нас работают два бизнес-инкубатора, которые размещены в национальных центрах региона, т. е. в Даугавпилсе и Резекне. Если уже более подробно, то Резекненский бизнес-инкубатор осуществляет поддержку начинающих предпринимателей из Резекне, Резекненского края, Лудзенского и Балвского краев. Бизнес-инкубаторы предоставляют программу в двух направлениях: есть прединкубационный период для тех, у кого есть только бизнес-идея, но остается множество вопросов: каким будет мой клиент, как мне рассчитать цену своего продукта или товара, как мне найти лучше способы продажи, как достичь своих клиентов, как сделать финансовые расчеты и т. д. То есть все, что касается бизнес-моделирования.
На протяжении шести месяцев мы по своей разработанной методике, которую называем прединкубационная школа, вместе с начинающим предпринимателем ищем ответы на все эти вопросы. И второе направление, главная программа бизнес-инкубатора, это уже инкубационная программа — она предусмотрена для новых предприятий, которым не более трех лет, и для которых мы уже осуществляем не только программу обучения, но уже и финансовую поддержку, а также услуги софинансирования по аренде помещений, по бухгалтерским и маркетинговым услугам, а также гранты на приобретение оборудования и расходных материалов для производства.
— Сколько бизнес-проектов уже прошли через Резекненский бизнес-инкубатор? И сколько сейчас уже реализуются?
— Если по статистике, по факту, то в прединкубационной программе у нас за эти 5 лет было 167 участников, это с 2017-го по 2021 годы. И сейчас у нас был новый набор, группа 13 участников, они только начали сейчас прединкубационную программу. В инкубационной программе принимали участие более 60 предприятий, из них некоторые уже завершили полный максимальный инкубационный период, т. е. 4 года, и далее они работают, развиваются сами. Есть предприятия, которые были в инкубаторе на протяжении года или двух, они получили свою поддержку и дальше работают самостоятельно. Да, надо признать, что есть и такие участники, которые создавали свой бизнес, но на каком-то этапе решили все-таки, что не то время, не то место, не те люди, может быть, и приостановили свою деятельность. Такие тоже бывают, но это очень минимальный процент из всех. Из всех упомянутых сейчас у нас инкубационную поддержку получает 31 коммерсант из Резекне, Резекненского, Лудзенского и Балвского краев. Это очень разные предприятия. Конечно, большая часть из них производители, те, которые создают уже готовый продукт, и те, которые экспортируют.
— Большей частью, значит, на экспорт, а не внутренний рынок?
— Последние 2 года наша целевая аудитория — это новый коммерсант, технологический, инновативный и экспортирующий, т. е. экспортоспособный. Если посмотреть по показателям, как работают предприятия за прошлый год, то общий оборот тех предприятий, которые получают инкубационную поддержку в Резекненском бизнес-инкубаторе, составил 3,6 миллиона евро.
— Существенно и количество рабочих мест, которые при этом созданы.
— Прирост рабочих мест на этих предприятиях за прошлый год — 30 рабочих мест полной ставки. В общей сложности на этих предприятиях более 80 рабочих мест. И надо еще отметить, что 50% этого оборота составил экспорт продукции, так что это тоже очень положительный факт, и он показывает, что здесь, в Латгалии, созданные продукты, они пользуются спросом и за рубежом.
— По этому поводу как раз хотелось бы спросить: какие инновационные бизнес-проекты реализованы? Может, на первый взгляд они кажутся невозможными к реализации, а потом, при проверке, при подсчете, при анализе это оказывается какой-то ноу-хау, действительно, что-то такое, что до этого никому не приходило в голову? Есть ли у нас такие талантливые люди в Латгалии?
— Есть у нас и талантливые, и предприимчивые. Из таких последних примеров, чем мы гордимся и чему очень радуемся, это новый продукт Юлии Данилиной. Она была у нас в предынкубационной программе, и она создала великолепный продукт — лакомство из гречки. Она очень убедительно шла к своей идее, упорно работала над ней, училась продовольственной технологии, участвовала в конкурсе проектов от представителей Gemoss и получила первый приз в Латвии. Ее идея была признана лучшей на этом конкурсе. И уже, начиная с декабря прошлого года, ее продукт на производстве, т. е. уже доступен по всей Латвии, и это доказательство того, что целеустремленно, в течение двух лет, продукт уже на прилавке, он уже доступен, и Юлия теперь уже может уверенно смотреть на экспорт.
Еще один пример, может быть, немногие знают, что в Резекне у нас производят моторные алюминиевые лодки. Это предприятие Fishboat, оно поступило в бизнес-инкубатор в 2018 году, и теперь уже завершило полный инкубационный период. Сейчас у предприятия уже значимый оборот, продукция экспортируется в Скандинавию и Европу, в 9 стран. Это приятно, ведь это произведено здесь, в Резекне, на предприятиях, где работают наши люди, это очень хороший показатель. У нас есть предприятие из Балвского края, оно делает деревянные каркасные дома, которые они поставляют в Скандинавию. Это полностью работа на экспорт. У нас есть небольшие предприятия, которые мы можем называть «предприятия стиля жизни» или предприятия «лайфстайл», которые создают сами для себя рабочее место, и производят, например, детскую одежду. Есть такое предприятие в Лудзенском крае Benča mode. Кажется, что в этой сфере тоже уже все придумано, но есть возможности делать свои модели детской одежды, делать даже свой уникальный принт для тканей, нет границ фантазиям и возможностям.
— С какими трудностями приходится сталкиваться молодым, начинающим предпринимателям?
— Бытует мнение, что у нас нет поддержки предпринимателей, что у нас начинающим очень трудно. Мой ответ на такой вопрос всегда такой: сколько программ вы просмотрели, действительно ли вы все знаете о поддержке молодых предпринимателей, поскольку у нас кроме бизнес-инкубатора еще есть программы Службы поддержки села, программы Leader, есть конкурсы проектов молодых предпринимателей самоуправления, есть программа поддержки бизнеса в Латгальском регионе планирования, т. е. возможности есть, нужно только, наверное, отобрать эту нишу — что подходит именно для вашей бизнес-идеи. К тому же эти программы могут комбинироваться, т. е. предприятие может получать инкубационную поддержку, оно может принимать участие и в конкурсе самоуправления и т. д. Возвращаясь к трудностям. Один фактор, который обычно мы всегда очень расцениваем — это команда. Все не могут быть предпринимателями, все не могут быть руководителями, и есть очень важное качество для развития бизнеса, чтобы в команде присутствовал и тот, кто может создавать, генерировать идеи, инноватор, должен быть тот, кто действительно, все это реализует, должен быть визионер, который все это видит, видит, как это должно быть, кто-то еще должен искать новых партнеров, новые рынки реализации и т. д. Когда присутствуют все эти необходимые качества в команде, тогда уже это путь к успеху. Порой бывает, что человек один, у него есть идея, но не хватает компетенции, единомышленников, и важно тогда их найти, привлечь к своей команде.
Финансовый вопрос — это тоже один из важных факторов, но есть множество решений, как к этому прийти. Для производства нужен капитал, нужны большие вложения в оборудование и на открытие производства вообще. Можно искать, как использовать разные программы поддержки. Надо все очень хорошо просчитать, конечно. Еще, разумеется, надо учитывать меняющийся рынок. То, что у нас было актуальным еще, может, 3 года назад, сегодня теряет эту актуальность. К нам приходят опять же новые какие-то необходимые навыки, и новые, может быть, необходимые продукты и услуги.