В конце августа в Латвии насчитывалось 58 тысяч безработных, год назад их было почти 64 тысячи. Сейчас в стране - свыше 23 тыс. вакансий, в два раза больше, чем год назад. Руководитель Лиепайского филиала Госагенства занятости Даце Баумане рассказала, что в филиале зарегистрировано 3500 безработных из Лиепаи и ближайших краев.
«Где-то около тысячи из них – это люди предпенсионного возраста. И я уже в последнее время довольно часто говорю, что
работодатели немножко, по-моему, неправильно делают – даже не вникая в то, что человек может, как он доказывает свои знания и свои навыки, во-первых, ставят все-таки этот возраст. Мы это видим, мы это слышим, не только от людей, которые понимают, что «я уже такой старый, и меня не берут на работу», но и работодатели даже нам и говорят: «Ну, мы хотим немножко помоложе», и так далее.
Так что это почти тысяча. Я не говорю обо всех – но там, думаю, довольно-таки приличное число этих клиентов могло бы быть потенциальными работниками. Я так думаю. Еще поговорим о почти 500 клиентах, которые у нас с инвалидностью. Не все сделано, чтобы предложить этим людям работу. Потому что там есть, действительно, люди, которые хотят работать. Конечно, там немного есть нюансы, там состояние здоровья может быть не такое хорошее, но это не у всех одинаково! Есть те, которые очень добросовестно работают, и у нас хватает очень хороших примеров, когда люди с инвалидностью устраиваются на работу, и работодатель очень доволен, обе стороны довольны», - отметила Баумане.
Для инвалидов есть субсидированные рабочие места, но финансирование выделяется на период до двух лет. Даце Баумане говорит, что эту возможность работодатели используют очень охотно – ведь им самим надо платить только социальный налог за работника. Средства на обустройство рабочего места с учетом потребностей инвалида и зарплата идут в рамках программы. Но этих мест очень мало!
Председатель правления Лиепайского общества слепых Марис Цейрулис рассказал, что с 2003 года в рамках программы субсидированных рабочих мест трудоустроены десятки инвалидов. И сейчас на таких местах в Лиепайском крае работает больше десяти человек с инвалидностью. Марис Цейрулис отметил, что люди с ограниченными возможностями, поработав в рамках такой программы, мечтают и дальше работать.
«И все время выделяют на Лиепаю и Лиепайский район по-старому, там какие-то ограниченные места – в прошлом году, по-моему, было 12 мест, в этом году 8, и из этих вот в этом году мы тоже шесть мест получили и трудоустроили. Но хорошо было бы, чтоб их было больше - я думаю, как минимум сто и больше,
потому что тогда могли бы брать на работу и предприниматели. Когда есть субсидии, когда есть поддержка от государства, то бизнесмены могут убедиться, что действительно, этот человек с инвалидностью может работать.
Мы делали опрос предпринимателей: «Что вам надо, чтобы вы брали на работу людей с инвалидностью?». И они как раз сказали: скидка по налогам, обустройство рабочего места и субсидированные зарплаты. И вот значит, это была бы хорошая поддержка, и тогда предприниматель убедился бы: «Ага, год проработал, два проработал человек с инвалидностью, хорошо работает, почему бы его не оставить на работе?» И вот оно – трудоустройство.
Тем более, что сейчас знаем, что уже нехватка рабочей силы, поэтому вот реальный ресурс, люди с инвалидностью, они точно за границу редко уезжают. В Лиепае около пяти тысяч людей с инвалидностью, 500 человек зарегистрированы на бирже труда. (..) Но есть примеры успешного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Например, в нашей организации и шоферы, и преподаватели на компьютерах, и социальные работники, и те, кто проводит спортивные занятия, преподаватели разных кружков, строители, отделочные работы... Самые разные!» - сказал Цейрулис.
Марис Цейрулис отмечает, что работа для человека с ограниченными возможностями – это не только зарплата и будущая пенсия, но и социализация, интеграция, и вообще, получше таблетки! Была бы возможность... Некоторые из опрошенных лиепайских предпринимателей признались, что работа у них связана с физическими нагрузками, и они предпочитают брать людей помоложе и покрепче. Другие не столь категоричны. Так, директор департамента маркетинга и коммуникаций холдинга UPB Илзе Росицка сообщила, что на предприятиях холдинга работают и люди с ограниченными возможностями, потому что оцениваются компетенция и способности соискателей работы. Подобный подход - и на других предприятиях.
«Мы не предъявляем каких-то особых требований к тому, что человек имеет инвалидность или он предпенсионного возраста. Если этот человек способен выполнять профессионально ту работу, которую мы предлагаем, мы с удовольствием берем такого человека.
И в этом году у нас был трудоустроен молодой человек с инвалидностью, он прекрасно справляется и, по крайней мере, доволен тем, что мы его устроили. Он работает на складе готовой продукции, занимается упаковкой и погрузкой. Среди наших швей очень много людей предпенсионного возраста, но они достаточно давно у нас работают. Мы не собираемся расставаться. Наоборот, приглашаем даже к себе. Что касается швей, это как раз люди, которые имеют уже профессиональные навыки, и если по здоровью человек предпенсионного возраста способен работать, мы не отказываем, а принимаем с удовольствием на работу», - рассказала финансовый директор швейной компании V.O.V.A. Виктория Зозуля.
К слову, упомянутого молодого человека компания V.O.V.A. взяла на работу в общем порядке, вне программы субсидированных рабочих мест.