Ныне действующий и принятый еще в первой половине 90-х закон «О найме жилых помещений» морально устарел. Заложенное в него регулирование отношений арендодателей и нанимателей не стимулирует предпринимателей вкладывать средства в строительство доходных домов.
«Фактически действующий закон исключает такой бизнес, как сдача жилья внаем. Какой уж там бизнес,
если вы рискуете купленную за трудно заработанные деньги квартиру сдать кому-нибудь, кто оттуда потом откажется уйти? Вы продолжите платить — потому что он, возможно, и коммунальные счета покрывать не будет, — будете судиться и только после N лет добьетесь справедливости. Но и нынешняя редакция [законопроекта] — уже второй заход. Мы три года назад уже продвигали закон об аренде, который в Сейме из-за слегка социал-демократических воззрений так и не пошел», — заявил парламентский секретарь Минфина Эдгар Путра, ранее занимавший такую же должность в ответственном за жилищную политику Минэкономики.
Сдача внаем жилых помещений — одна из отраслей, где процветает теневая экономика. Договоры аренды, даже когда они заключаются, зачастую не регистрируются. В Земельной книге и Службе госдоходов Latvijas Radio выяснило: число зарегистрированных в первом ведомстве договоров аренды существенно ниже, чем число людей, проинформировавших второе о наличии таких договоров. Домовладельцы указывают, что
именно арендодатели, а не жильцы, в первую очередь заинтересованы в регистрации договоров.
Это обстоятельство — одна из причин, по которой вокруг законопроекта еще разгорятся острые дискуссии, прогнозирует заместитель директора Департамента строительства и жилищной политики Минэкономики Мартиньш Аудерс.
«Самые большие претензии, вероятнее всего, ожидаются от нанимателей, поскольку, несомненно, новый закон по сравнению с действующим будет менее благоприятным по отношению к ним.
В первую очередь, потому, что мы вводим централизованный учет договоров аренды. Возможно, в Земельной книге. И, возможно, бесплатно», — рассказал Аудерс.
«Споры будут и о том, что, независимо от [физического] присутствия нанимателя, и арендодатель сможет просто прервать отношения. Ну, не прервать. Но когда они окончатся — с этого момента будет в силе упрощенный процесс выселения. Это значит, что нам нужно прекратить эту песню, которая зовется бессрочными договорами аренды — судье Земельной книги нужно видеть конкретный срок действия договора. Это означает, что нельзя будет договоры [автоматически] продлевать, потому что судья должен знать, что договор истек. После этого стороны должны будут прийти с новым договором, и отношения аренды начнутся заново. Максимальный срок действия договора может составлять 10 лет», — пояснил Аудерс.
Устаревший закон не устраивает и местные власти. Теоретически с весны этого года у самоуправлений есть право выделять квартиры необходимым им специалистам. Однако в большей части муниципалитетов нет ни свободного жилья, ни средств на его строительство, а устаревший закон не позволяет привлечь частные инвестиции.