Улучшения произошли на волне экономического роста. Если шесть лет назад, в 2013-м, долг по налогам превышал 1,4 млрд евро, то к концу июня 2019-го он сократился до 932 миллионов.
Суммы, взысканные в пользу государства, тоже выросли. За первое полугодие удалось взыскать неполных 150 миллионов, а к концу года показатель может, по прогнозам Службы госдоходов (СГД), вырасти до 300 млн евро. Крупнейшие неплательщики — предприятия. Самые крупные должники начали процесс ликвидации, поэтому взыскать удалось лишь небольшую часть недоплаченных налогов и начисленных штрафов.
Реально инкассируемая сумма — 20% той, что на бумаге. Это — те средства, возврат которых в казну осуществим, рассказала начальник отдела взыскания налогов СГД Санта Гаранча. Больше всего нарушений допускается с налогом на добавленную стоимость (НДС), отметила она.
В СГД говорят: меры, которые принимает государство для взыскания налогов в Латвии, по сравнению с другими странами, эффективны. К тому же большинство предприятий старается уладить свои обязательства добровольно. Представители бизнеса, однако, указали, что не все так радужно, и не всегда в появлении задолженностей виноваты сами коммерсанты.
По словам главы Латвийской торгово-промышленной палаты Яниса Эндзиньша, налоговая служба «рисует виртуальные деньги», и получается, что потенциально якобы существуют огромные налоговые поступления, почти миллиард евро — но в реальной жизни все эти средства не взыскать никогда.
Вышеупомянутый долг по НДС возникает, когда латвийский коммерсант, получивший товар, не очень тщательно проверил делового партнера из-за границы, а тот не уплатил НДС у себя в стране. В понимании СГД это сразу — фиктивная сделка, и за нее нужно как внести НДС, так и уплатить штраф. Это отношение должно измениться, говорит Эндзиньш.
«Правильно, по-моему, создать систему, при которой штраф соразмерялся бы с возможностью заплатить. Потому что от ситуации, в которой предприниматели банкротируют, не выигрывает никто. Государство не получает, сотрудники без работы, и налогов нет».