«Прежде чем подготовить специалистов, надо подготовить тех, кто будет готовить этих специалистов. Пока непонятны ни стандарты, ни требования к этому. Мы являемся строго детерминированной системой подготовки. Наша система образования моряков строго определена конвенцией... Эта проблема существует уже определенное время, и пока нам удается решать, но с трудом.
Основная проблема, конечно, в том, что многие специальности у нас должны преподавать моряки — со стажем, с опытом, те, кто знают свой предмет. И тут, конечно, вступает в силу финансовый вопрос: первая зарплата нашего выпускника выше, чем зарплата ректора академии...
Если мы говорим об опытном офицере — и нам необходимо, чтобы он преподавал, [его зарплата и] зарплата, которую мы платим преподавателю, отличаются в десятки раз», — указал глава академии.
Звайгзне добавил, что моряки приносят государству огромные суммы, однако поддержку академия почти не ощущает. «Если вы посмотрите план экономического развития до 2020 года, там есть пункт — не конкретно мореходство, а логистика, транспортные порты, развитие — все это есть. В реальной жизни, скажем так, это не совсем чувствуется. Хотя безусловно, я считаю, это прибыльный бизнес для государства.
На сегодняшний момент у нас порядка 13 тысяч моряков в государстве. Каждый год они приносят стране около 300 млн евро. Зарплату они в море не тратят.
Раньше корабли стояли месяцами — разгрузка-погрузка, сейчас 24 часа — и опять в море. То есть, в принципе, они приезжают со всей зарплатой сюда и тратят ее здесь. Государство не тратит на них ни рабочие места, ни рабочее время, а получает чистую прибыль...
В реальности мы получаем от государства 246 учебных мест, за которые оно платит. К сожалению, то, что мы получаем на одного студента, ниже себестоимости его образования.
Академия вынуждена еще доплачивать за каждого бюджетного студента», — добавил Звайгзне.
«Мы являемся самым большим в мире морским государством, если брать число моряков к населению», — подчеркнул он.
По словам главы академии, выпускники легко трудоустраиваются.
«В мире сейчас огромная нехватка офицеров — именно тех, кого готовит наша академия. То есть, в принципе, всем нашим выпускникам гарантированы рабочие места».
В мире, добавил Звайгзне, по разным подсчетам, не хватает от 50 до 140 тыс моряков — «больше всего офицерского состава». «Это именно та ниша, где мы работаем. И еще раз повторюсь: наши выпускники без работы не сидят», — подчеркнул он.