Перед формированием бюджета правительство решило выполнить уже несколько лет назад данное предпринимателям обещание сохранить стабильную бизнес-среду и не менять налоговую систему. И представители Кабмина, и социальные партнеры признали: пока министры свое обещание держат, однако некоторые налоги все же будут взиматься по-новому.
Глава Минфина Дана Рейзниеце-Озола указала: один из таких вопросов касается, например, подсчета подоходного налога с предприятий (ПНП): авторы инициативы хотят ограничить перенос убытков на следующий год.
«Необходимо принять концептуальное решение, отнесем ли мы это ограничение к убыткам, которые появились в прошлом, или только в отношении будущего, или же есть какой-то промежуточный вариант», — заявила министр.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Ранее в этом году речь также шла об отмене налога – транспортного. Инициативная группа собрала 10 тысяч подписей за включение налога на эксплуатацию транспортного средства в стоимость горючего — предложение направлено в Сейм на рассмотрение. Сторонники идеи считают, что это будет более справедливо, ведь те, кто будет ездить меньше, будет меньше платить. Противники утверждают, что автовладельцы будут заправляться «левым» топливом, и бюджет от этого только пострадает. Однако Министерство финансов подсчитало: если включить транспортный налог в цену топлива, оно подорожает на 6,7 цента за литр. Перенять опыт Эстонии и Литвы и не взимать этот сбор у Латвии не получится.
«Выгода в администрировании, оно упрощается... Фискального эффекта, дополнительной денежной выгоды нет, но есть практический выигрыш, у которого будет дополнительный эффект. Есть ряд предприятий, у которых широкая автобаза; из-за налога на регистрацию в Латвии они регистрируют предприятия в Эстонии», — пояснила Рейзниеце-Озола.
Рост налогового бремени ждет и таксомоторные компании, поскольку в отрасли планируется ввести фиксированную авансовую патентную плату.
По словам министра, таким способом правительство рассчитывает справиться с теневой экономикой, доля которой в этой сфере очень велика. Сбор составит 286 евро.
В данный момент со стороны социальных партнеров резкой критики правительственных инициатив не звучало.
Петерис Лейшкалнс, представитель Латвийской конфедерации работодателей, выразил признательность за то, что предложенные реформы направлены на сокращение доли теневой экономики. Однако с некоторыми опасениями он оценил, например, касающуюся ПНП инициативу.
Речь о теневом секторе таксомоторного бизнеса идет уже давно. Согласно данным передачи Aizliegtais paņēmiens, только в ней ежегодно мимо государства проходят 4 млн. евро или 333,3 тыс. евро в месяц. Отдельной статьей проходят Uber и Taxify – приложения для телефона, позволяющие заказать такси. По словам коммерческого директора Рижского таксомоторного парка Аниты Пакалниеце, такие такси не обнародуют свой доход и не платят налоги. «Мы это видим как пиратство в нашей отрасли», - заявила она. Представитель Taxify Юрис Круминьш, однако, считает приложение возможностью снизить долю теневой экономики на рынке – компания готова сотрудничать со Службой госдоходов и самоуправлениями