Арманд Гарканс, как уже писал Rus.lsm.lv, приобрел 1000 экземпляров посвященной латвийским предпринимателям монеты, выпущенной в прошлый вторник Банком Латвии.
РЕШЕНИЕ
Банк Латвии объявил, что сократит число монет «Национальный предприниматель», которые ранее были оставлены в его резерве (200 штук), и часть из них — менее 100 монет — продать через систему резервации на сайте bank.lv. Решение принято, «учитывая большой интерес со стороны населения». Резервация будет доступна в четверг, 22 сентября, в 10.00 утра. Лимит – одна монета. После резервации монету можно будет приобрести в течение 3 рабочих дней, до вторника включительно.
По словам Гарканса, у него и мыслей не было на этой операции зарабатывать. То, что он купил треть тиража — таким было условие Банка Латвии (где Rus.lsm.lv на прошлой неделе уверяли, что ничего не знали и не знают о том, что треть тиража получит один конкретный бизнесмен.). О том, почему новая предпринимательская монета досталась мало кому из предпринимателей, и что теперь можно по этому поводу сделать — владелец Arčers подробно рассказал в интервью Rus.LSM.lv
— Я предприниматель уже 25 лет. Мне принадлежат более чем 20 компаний, которые заплатили государству 20 миллионов евро налогов — и это только за один год. И
выпустить такую монету — это была моя идея. Я хотел, чтобы понятие «национальный предприниматель» стало более уважаемым в нашем государстве. Потому что все 25 лет предприниматель был тем, кого обзывают разными словами, а не говорят спасибо.
В 2013 году я встретился с президентом БЛ Илмаром Римшевичем, и спросил у него: что думаете про такую идею? Банк Латвии выпускал монеты с ежиками, городами, художниками, композиторами, пожарными, и так далее. Разве национальные предпринимателя не заслужили, чтобы была монета и в их честь?
Он сказал: да, отличная идея. Но латы уже не успеем выпустить, можно думать про евро. Это было 3 года назад. В 2014 году я вернулся к этому вопросу, и г-н Римшевич ответил — пишите заявление от организации предпринимателей. Я пошел в Торгово-промышленную палату (ЛТПП), хотя и не являлся ее членом. Спросил, будут ли они участвовать. Они тоже были готовы, тем более годом ранее у них был 80-летний юбилей, и им было жаль, что такая идея им не пришла в голову раньше.
Далее г-н Римшевич сказал: хотя и тебе, и мне кажется, что идея хорошая, нет гарантий, что монету раскупят.
Банк Латвии не может поддержать идею, которая принесла бы ему убытки. Поэтому тебе нужно взять на себя обязательства — гарантировать, что половину партии ты купишь.
Вот и ответ, почему я купил.
— Купить нужно было половину, или треть, которую вы в итоге приобрели?
— Я гарантировал, что куплю половину.
— Устная договоренность с Римшевичем?
— Да. Я сказал, что согласен. Вот, даже гарантийное письмо вам покажу (показывает документ). Вторым условием было, что я сам организую конкурс художников, и что Банк Латвии не будет на это тратить деньги. Там дали мне список художников, с которыми банк сотрудничает, и нескольких мы привлекли. Вот результаты конкурса (показывает еще один документ). На конкурсной комиссии был я, все члены правления ЛТПП, [представители] Отдела монет БЛ, главный художник [Лаймонис] Шенбергс.
Я на это тратил свои личные средства, ведь художникам нужно платить — это тоже было условие Банка Латвии.
— Сколько потратили?
— Примерно 5-7 тысяч евро.
Я был уверен, что делаю хорошее дело:
будет монета в честь всех предпринимателей. В тот момент было ощущение миссии. Он (Римшевич — Rus.lsm.lv) в качестве примера упомянул Технический университет, в честь юбилея [которого] тоже была отчеканена своя монета. Кстати, я сам тоже их собираю. У меня две полные коллекции монет Банка Латвии, которые хочу подарить внукам, когда им исполнится 18 лет... И монету РТУ, к сожалению, мне пришлось покупать уже на ss.lv — для полного комплекта.
— Брали по «спекулятивной цене», по 160 латов?
— Точно не помню, но примерно раза в 3 дороже, чем она стоила в Банке Латвии. Ну, что поделаешь, раз надо…
Что касается монеты «Национальный предприниматель» — сначала я еще думал, куда их все дену, когда куплю. Предполагал, что либо постепенно распродам за ту же цену Банка Латвии, по себестоимости, либо — буду сотрудничать с организациями бизнесменов, которые эти монеты купят у меня по цене БЛ, для своих членов, или для подарков. И часть планировал подарить своим партнерам, работникам...
Таковы были условия. Я на них согласился, поблагодарил, но сказал, что не хотел бы, чтобы этот тираж был 10 или 5 тысяч штук. Пусть будет минимальная партия.
Они сказали: минимум — 3 тысячи штук. Я сказал, окей, я гарантирую, что куплю половину, а вы гарантируете, что это не будет большая партия, иначе я потом не смогу их продать.
Дальше началась реальная работа. В 2014 году я написал официальное письмо в ЛТПП — вот оно. Оттуда написали письмо Банку Латвии в поддержку идеи. Вот я написал гарантийное письмо, что обязуюсь — в обязательном порядке — сразу купить 1500 монет (показывает все три письма)... Нас поставили в план выпуска монет на 2016 год.
— Так вы в итоге заплатили за 1500 монет?
— За 1000. Потому что, как я и думал, организация предпринимателей выразила интерес.
В ЛТПП мне сказали: Арманд, 500 монет мы возьмем для себя для репрезентативных целей, на подарки — и сами заплатим.
Я только обрадовался, что мне нужно купить всего тысячу. И я очень надеюсь, что найдется еще какая-то организация предпринимателей, которая так же предложит у меня эти монеты приобрести – и я охотно им продам, по цене банка.
— О том, что ЛТПП купит именно 500 монет — чье это было решение?
— Г-н [Янис] Эндзиньш (председатель правления ЛТПП — Rus.lsm.lv) задал мне вопрос: можем ли мы часть оставить себе? Я сказал, с огромной радостью, скажите только, сколько вам нужно, и весь этот объем мы вам отдадим...
Три года назад я придумал и решил реализовать хорошую идею. И это, кстати, не единственный случай, когда я пытаюсь сделать так, чтобы понятие «национальный бизнесмен» в Латвии было не ругательством, а гордостью. Так, как своими предпринимателями гордятся американцы, англичане, и прочие нации.
— И последняя реакция...
— Реакция и ваша статья меня шокировали! (улыбается).
— Там было что-то некорректно написано?
— Ну, меня назвали спекулянтом, что я скупил монеты...
— В статье вас не называли спекулянтом.
— Это я уже в комментариях прочитал. Если контекст наводит людей на мысль, что там внутри какое-то жульничество... Я не зря упомянул, что
мои компании заплатили налогов на 20 миллионов за год — ну нет у меня необходимости зарабатывать на спекуляциях. Это для меня вопрос чести.
И если потом такая реакция — в дальнейшем пропадает желание что-то делать.
— В комментариях еще вот что было написано: что раз монеты посвящена национальным бизнесменам — бы правильно предложить их широкому кругу предпринимателей, а не одному конкретному.
— Конечно! Если бы Банк Латвии не поставил мне такое условие, что я должен гарантировать покупку половины партии — конечно! И тогда я бы попросил своего секретаря купить мне несколько монет в [кассе] Банка [Латвии], как это обычно делаю.
— В последние дни вам уже звонили другие предприниматели?
— Звонили.
— Хотят получить свою монету?
— И они получат. Причем по цене банка... Курьез в том, что
3 года назад я не мог представить, что она станет бестселлером. Если бы я это знал — согласился бы, чтобы выпустили 10 тысяч. Но тогда Римшевич сказал бы: выкупай 5 тысяч.
— Вот сомневаюсь, вы же сам нумизмат...
— Не нумизмат, у меня есть только монеты Банка Латвии.
— Если вы покупали монету РТУ, там был схожий случай: такой же тираж — 3000 штук, и половина тоже ушла в университет. Когда в продажу поступает так мало монет — всего полторы тысячи — она очень быстро дорожает в разы. Поэтому в случае «национального предпринимателя» можно было не сомневаться, будет ли монета востребована.
— Я бы согласился в одном случае: если бы то, что я делал, было направлено на зарабатывание денег. Тогда я бы действительно этот момент продумал, и последовательно реализовал бы такой план. Но у меня была единственная мысль — чтобы я мог потом эти монеты реализовать, и вернуть то, что вложил. И все. Чтобы не вышло так, что я, как автор идеи, потратил большие деньги на покупку, 60 тысяч евро — и в итоге остался с чувством удовлетворения.
И если вы услышите, все равно от кого, что Арманд Гарканс хоть одну монету продал дороже, чем продавал Банк Латвии в своих кассах — тогда придите ко мне и скажите: ты поросенок, Гарканс, и спекулянт! Все, что захотите, сможете сказать.
— Как планируете продавать монеты другим бизнесменам? Будете предлагать знакомым?
— Еще не знаю. К сожалению, это ажиотаж, в негативном свете... Мне нужно быть очень внимательным, чтобы кого-то из бизнесменов не обидеть, или не сказать кому-то «ты не достоин»... И главное, чего я хочу — чтобы ни одна из этих монет потом не попала в объявления о продаже на ss.lv.
— Не логичней оставить часть на подарки, а другую часть за ту же цену уступить ЛТПП, и пусть она дальше распределяет. Палата же представляют предпринимателей.
— Вот подумайте:
мы вместе с палатой работали, проводили конкурс, все было красиво. А теперь им звонят журналисты: вы куда денете свои монеты?! Они встревожены!
И тут к ним приду я, и предложу взять на себя обязательства, которые требуют затрат времени и административных ресурсов... Но я, конечно, им предложу.
— Сколько?
— Большую часть — 700-800 монет. Мне такая идея в голову не приходила, я это проверю.
Еще раз повторю:
я хотел сделать хорошее дело. А теперь я сам — заложник ситуации. В Латвии — около 100 тысяч предпринимателей. И всего тысяча монет у меня. И что, я буду судить, кто более достоин?..
— Будете звонить в ЛТПП?
— Буду звонить, точно. Может, найдем решение, как все организовать. С такой установкой: если они продают монеты предпринимателям, то не дороже той цены, которая была в кассах Банка Латвии.
P.S. Уже после интервью Арманд Гаранс сообщил Rus.lsm.lv: он позвонил главе ЛТПП Янису Эндзиньшу, и тот идею одобрил. Окончательное решение будет принято на собрании совета ЛТПП. Г-н Гарканс поблагодарил Rus.LSM.lv: «Спасибо за эту идею привлечь Торгово-промышленную палату — это благодаря вам».