Фирменный магазинчик «Шпротиньш» открыт, и здесь все еще можно купить продукцию завода. Однако уже в декабре Вентпилсский рыбокомбинат сократил свою деятельность, уволены большинство сотрудников, почти 370. И когда он возобновит свою деятельность — неизвестно.
Днем руководство завода не выходит на связь. Однако позже ему все-таки удается дозвониться. Оказывается, не все так плохо. По словам члена правления Ингуса Клинджанса, какие-то заказы есть. Даже начали брать уволенных работников обратно. Не всех. Сейчас работают 250 человек. Ясность: на февраль-март, что потом? — никто сказать не может.
Безработица в городе — 9,3%. Только за январь она выросла почти на один процент. Рыбный комбинат не при чем: всех уволенных с завода регистрировали еще в последние дни декабря. На данный момент на бирже стоят 385 человек.
Как признают в Госагентстве занятости, уровень безработицы увеличился из-за других предприятий. Вероятно, это сезонная работа — в основном строительство. В январе тут регистрировали уволенных с Ventspils nafta, из торгового порта.
«Все в Риге говорят, что кризис только закончился. Но здесь только начался кризис, в республике-то», — так считает Рихард, пришедший рыбачить к Морским воротам. Он очень надеется, что весной ситуация улучшится, отношения с Россией наладятся: «Это у нас как пуп земли. Не будет России, работы нет, денег — нет, понимаете?!»
У других рыбаков более пессимистичный взгляд: «Скоро порт тут закроют. Россия соображает: перекроет нефть и всё, готово. Встанет, и порт закроют, вот и живи...» — с горечью говорит Борис.
Вентспилсский порт действительно терпит потери. В прошлом году грузооборот был 26 миллионов тонн — это на два миллиона тонн меньше, чем в 2013-м. Подсчитываем лишь приблизительные убытки: с каждой тонны Вентпилсский свободный порт получает евро, с этого евро — 10 центов идет местной думе, еще 10 центов — в госбюджет. То есть государство недополучило 200 тысяч евро, и еще столько же потерял город.
В Вентспилсе причалы пусты, кораблей практически нет. Стечение обстоятельств или последствие российского кризиса? Местные жители подтверждают: да, судов стало меньше.
С началом санкций против России пошли разговоры: Транснефть прекращает транзит нефтепродуктов через Латвию. Мол, российские грузы — российским портам. Однако перевалка продолжается, никто насовсем уходить из Вентспилса, по крайней мере, пока — не собирается.
По словам мэра города Айваа Лембергса, о предстоящем закрытии перекачки нефти по нефтепроводу было известно давно. Решение о строительстве альтернативного нефтепровода Россия приняла еще в начале 90-х. В конце 90-х стала этот проект реализовывать, строить и развивать свои порты. Рано или поздно российские грузы уйдут. Для Вентспилса это не сюрприз. По всей видимости, к этому готовились.
«И тогда, в конце 90-х, я со своими коллегами принял решение, что мы должны преодолеть эту зависимость от транзита, от российских политических решений — закрыть трубу. Обычно легче закрыть, чем открыть. Мы начали политику индустриализации вентспилсского народного хозяйства, то есть, строительство новых заводов, промышленных заводов», — рассказал Лембергс. В этом году должен заработать новый Центр электроники и Центр высоких технологий. Это ответ Вентспилса на российские санкции.
Но и российские инвестиции в городе есть. Например, совсем скоро в Вентспилсе появится шоколадная фабрика «Победа». За нею стоит четвертый крупнейший производитель шоколада в России. И трудоустроить тут собираются 75 человек.
Может ли Вентспилс превратиться из портового города в индустриальный? Не все на эту идею смотрят так оптимистично. Портом он однозначно останется, ведь заменить транзит фабриками — нереально, призводства требуют вложений и принесут куда меньше денег, чем транзит. Да и сделать так, чтобы предприятия были эффективными — сложно.
Кстати, в убытках вВентспилсского порта виноват не российский кризис, а конкуренция с Ригой и Лиепаей. Так, незаметно многие грузы ушли из Вентспилса в Рижский порт — там более выгодные условия. И если кризис рано или поздно закончится, то клиентов уже не вернешь.