Личное дело

Мусульмане не могут переехать в новую мечеть

Личное дело

Железный всадник

Неизбежные беженцы: (не)хватка рабочей силы?

«Личное дело»: Кто трудоустроит сотни беженцев?

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Руководство Европейского Союза и правительство Латвии заявили, что беженцы, которые прибудут в Латвию, должны с первых же дней в стране пребывания начинать работать. Программа LTV7 «Личное дело» выясняла, готовы ли латвийские работодатели обеспечить работой гостей с севера Африки и Ближнего Востока. 

Не успели в Брюсселе распределить квоты на соискателей убежища, как глава Еврокомисси Жана-Клод Юнкер заявил: беженцы должны получить право работать и зарабатывать свой хлеб с первого дня прибытия в ЕС. Вторят ему и в латвийском Кабмине. Премьер-министр Лаймдота Страуюма недавно заявила: беженцы, которые прибудут в Латвию, должны сразу же начать работать, с первых же дней.

Однако всё это — лишь риторика, которая хорошо звучит лишь в теории.

Кебаб, лахмаджун, айран — вкус Турции Суат сперва привез в Германию, где прожил восемь лет, а затем и в Латвию. Здесь он живёт уже четыре года. За это время открыл магазин, закусочную, на подходе еще одна. Бизнес развивается, нужны рабочие руки. Но текучка кадров такая, что с трудом успевают запоминать имена. За месяц у него сменилось 15 работников.

«Местная молодежь приходит, несколько дней работает, а после очередной вечеринки просто не выходит на работу. Это безответственно, я с удовольствием принимаю на работу всех вне зависимости от национальности. Главное — чувство ответственности. Принял бы и сирийцев, если бы не проблемы с Центром госязыка. Я уже несколько раз там бывал. Они приходят и проверяют. Мы разрешили нашим сотрудникам посещать языковые курсы, но знаний еще недостаточно», - рассказывает владелец кебабной Суат Юртсевер.

Ходил на курсы и сам Суат. Мужчина знает 8 языков, но признает, что латышский дается ему с трудом: «Latviski arī, bet tikai bišķiņ. Es saprotu».

Правила и законы — вот что сдерживает предпринимателей, подтверждают и в Латвийской конфедерации работодателей (ЛКР). По данным проведенного опроса, лишь половина респондентов-работодателей готовы открыть двери соискателям убежища.

По словам главы ЛКР Лиги Менгельсоне, чаще всего на вопрос, что мешает взять на работу соискателя убежища, предприниматели отвечают: ограничения в законодательстве, например, обязательное наличие квалификации.

«Это сигнал для нашего правительства. Необходимо думать, как можно решить этот вопрос. Часть предпринимателей готовы предоставить обучение. То есть они готовы отправлять работников на различные курсы, если это необходимо. Есть и те, кто готов оплачивать затраты на транспорт», — отмечает Лига Менгельсоне.

Но, и абы кто нам не нужен. Главные требования — опыт работы, наличие образования, знание иностранных языков, а так же навыки работы с компьютером и управления автомобилем.

При этом уровень безработицы в Латвии составляет 8,5%, это около 80 000 человек. Цифра сопоставима с населением Лиепаи. Главные причины — условия труда и низкая зарплата.

«В этом году самый большой спрос на продавцов розничной торговли, а также водителей грузовых автомобилей. Если мы говорим о высоквалифицированных специальностях, то это специалисты в сфере IT. Требуются как программисты, так и системные аналитики», — информирует директор департамента услуг Агентства занятости Эва Лоссане.

В ответ президент Латвийской ассоциации строителей Нормунд Гринбергс сетует: куда нам чужих, своих-то некуда пристроить, в Латвии и без того много неквалифицированной рабочей силы.

«После долгих лет это первая осень, когда объем работ очень упал. Нет заказов, не больших строительных объектов. Предыдущий период финасирования Европейских проектов закончился, а новый еще не начался. В лучшем случае это будет осенью следующего года. Эта зима для строителей будет тяжелой», — говорит Гринбергс.

Глава ассоциации добавляет: если среди соискателей убежища будут квалифицированные строители с образованием, то можно подумать, как их трудоустроить. Однако если нет никакой квалификации, то и возможностей особых для этих людей он не видит.

В Латвии соискатель убежища, который ожидает оформления официального статуса, получает 15 евро в неделю и крышу над головой. Еду и прочие вещи он или она должна покупать сам. После присвоения статуса еще год Латвия платит пособие в размере 256 евро. А что дальше – не известно.

И пока у нас спорят и наспех кроят план по приему беженцев — где разместить, как обучить их языку и трудоустроить, в соседней Швеции уже существует «быстрый путь» на рынок труда. Работает принцип — нужный человек на нужном месте. Вообще, Швеция — вторая после Германии страна ЕС по числу принятых беженцев. В последние годы шведское правительство значительно увеличило финансирование программ интеграции в надежде превратить беженцев в рабочие руки.

«Языковые курсы у нас бесплатные. Также имеется ознакомительная программа для соискателей убежища, которая длится два года. Сперва, они учат шведский язык, затем мы стараемся выяснить и оценить их навыки, чтобы быстрее трудоустроить», — рассказывает ответственная за подтверждение документов шведского Бюро по трудоустройству Соледад Графёй.

По её словам, согласно данным за прошлый год, 30% беженцев после окончания ознакомительной программы начинают работать или учиться, что само по себе представляет хороший результат. Улучшить ситуацию в Швеции рассчитывают при помощи обучения непосредственно на месте работы.


Председатель правления мостостроительно предприятия Tilts Сергей Гриднев готов он «свести мосты» и для соискателей убежища. Работа есть для 8, а то и 12 человек. Зарплата — от 400 евро и жилье тут же.

«У нас уже работает один араб. Еего отец из Иордании, сам он прекрасно владеет арабским языком. Он готов взять бригаду и всё им рассказать и показать. Мы же строили Южный мост — были и французы, и болгары, и русские, и латыши. В свою очередь, французы присылали арабов. Арабы заканчивали работу в пятницу в три часа дня, хотя мы работаем и в субботу. А они сворачивали свои коврики и шли домой. Но ничего, построили же», — делится опытом Сергей.

Как уже сообщал Rus.lsm.lv, 22 сентября главы МВД государств-участниц ЕС на конференции в Брюсселе приняли решение о распределении 120 тысяч беженцев, уже находящихся в Евросоюзе. На долю Латвии приходится в общей сложности неполных 800 человек, из которых в ближайшем будущем предстоит принять 531. Переселение произойдет в рамках механизма квот, который до последнего времени отвергался правительством Лаймдоты Страуюмы и который Латвия, тем не менее, поддержала.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное