Среди лабиринта индустриальных построек бывшей фабрики Rīgas Audums в микрорайоне Югла это здание стоит особняком. На небольшом пригорке. Это вилла латвийского предпринимателя Роберта Хирша. Более чем полвека — уже никакая не вилла, а в последние несколько десятилетий просто развалина.
Вилла — работа архитектора Карла Иоганна Фелско. За его авторством по всей Риге боле 115 домов. Этот появился здесь еще в конце 19 века. Изначально для директора завода инструментальной стали «Саламандра», он располагался здесь же рядом. Но с началом Первой мировой войны производство эвакуировали в Челябинскую область России. Помещения в тридцатые годы выкупил будущий «Шёлковый Король», основатель фабрики Rīgas Audums Роберт Хирш. Как использовать виллу было очевидно — семейный дом.
В 1972 году, находясь в ссылке в США, предприниматель завещал всё своё имущество Латвийскому университету. В том числе и это здание.
«Это время Брежнева, и никто не верил, что Латвия восстановит независимость. Но Хирш верил и завещал университету», - пояснил директор департамента инфраструктуры Латвийского университета Маргерс Почс.
В советские годы здесь было женское общежитие, позже — детский сад. Но когда Латвийский университет наконец получил завещанное здание в 1998 году — оно фактически было непригодным для жилья. О его реставрации вуз даже не думал. С формулировкой «вилла не подходит для исполнения основных функций ЛУ».
«Что будет внутри? Просто держать пустые помещения потому, что это красиво выглядит? Придет госконтроль и скажет — вы потратили миллионы, а где отдача?», - пояснил Маргерс Почс.
2,150 млн евро — такова будет начальная цена на аукционе, который ЛУ намерен организовать, как только улягутся страсти с коронавирусом. В эту сумму входят порядка 15 гектаров земли бывшей фабрики и 17 строений. Два из них имеют статус развалины.
«Если это не памятник, значит умные люди уже проанализировали, что у него нет ценности», - говорит Маргерс Почс.
Это не совсем так, в Национальном управлении культурного наследия русскому вещанию подтвердили — с заявлением о включении этого здания в список памятников никто не обращался. А это первый шаг, чтобы оценить — достойно ли оно этого статуса.
После того, как вилла перешла в собственность ВУЗа, она несколько раз горела. Самый серьёзный пожар произошёл в 2013 году, после чего университет даже получил разрешение на снос. За тем, как здание приходит в упадок, следит глава фонда индустриального наследия Андрис Биедриньш и, например, на его фотографиях 2003 года у здания ещё частично есть крыша.
«Жалко, что мышление людей очень медленно меняется, что есть какие-то ценности, которые можно использовать и для сегодняшнего дня. Я склонен думать, что университет не проследил за ним. И надо было раньше думать о том, чтобы его продавать, если самим не надо», - считает Андрис Биедриньш.
Ряд индустриальных объектов, которые находятся на месте бывшей фабрики приватизированы, а еще некоторые помещения ЛУ сдаёт в аренду. Прибыль от этого — порядка 40 тысяч евро в год. Приватизировать виллу желающих до сих пор не было. Поэтому, когда государственный вуз продаст всю эту территорию частникам — её судьба останется под вопросом.