«Дыра НДС» (VAT gap)
По определению самой Еврокомиссии, это «разница между реально собранным налогом на добавленную стоимость и тем, что государство ожидало бы получить» в идеальном мире. В налоговом смысле мир неидеален по ряду причин, и не все эти причины связаны со злым умыслом. Так, наличие «дыры НДС» Еврокомиссия объясняет не только мошенничеством и уходом от налогов, но и добросовестными банкротствами, состояниями неплатежеспособности, ошибками в расчетах и, наконец, легальной налоговой оптимизацией.
По данным Еврокомиссии, как уже писал Rus.lsm.lv, «дыра НДС» в Латвии — не самая большая в Евросоюзе, но все равно очень значительная. В 2014 году этот показатель в Латвии составлял 23%. (При этом в половине государств ЕС-28 этот показатель не превышал 10,6%). В денежном выражении ЕК оценивает латвийскую «дыру» в 547 млн. евро (для сравнения: в том же 2014 году на оплату труда педагогов всех муниципальных школ страны из госбюджета выделялось 229,5 млн. евро).
В целом, однако, положение в Латвии выправляется, отмечает Еврокомиссия: в 2011 году «дыра» составляла 37% или 792 млн. евро, так и не поступивших в бюджет.
«Сперва это были 179 миллиардов евро во всем ЕС, но в данный момент эти цифры сократились... В исследовании (за 2014 год) говорится о 160 миллиардах. В отношении Латвии эти цифры снизились... до 584 миллионов в 2013 году, в свою очередь, в 2014 году – 547 миллионов», — заявила Озола.
Она добавила, что «дыра НДС» сократилась главным образом благодаря реализованным мероприятиям. С учетом уже начатых программ можно рассчитывать, что эта цифра продолжит уменьшаться и впредь. «В Латвии уже сейчас проводят мероприятия, чтобы бороться с мошенничество в сфере НДС: приняты законы относительно введения в конкретных отраслях порядка реверсивных выплат... Более того, в данный момент разрабатываются законопроекты для искоренения возможностей не платить или жульничать с НДС», — добавила Озола.
В половине государств ЕС-28 «дыра НДС» не превышала 10,6%. Лучшие результаты были в Швеции — 1,1%, Люксембурге — 3,8% и Финляндии — 6,9%, худшие же зафиксированы в Румынии — 37,9%, Литве — 35,9% и на Мальте — 35,3%.
Правда, не все страны ЕС эти данные оценивают однозначно. На Мальте, например, сомневаются в их объективности. Эдвард Шиклуна, мальтийский министр финансов, уверен: «дыра НДС» в стране выросла главным образом потому, что изменилась формула расчета налога, а не из-за ухудшения системы сбора.
Сама Еврокомиссия указала, что итоги 2014 года значительно более точны, чем результаты прошлых лет — благодаря бухгалтерским данным, которые страны альянса подают по новым правилам.