Последние прогнозы экономистов позволяют сделать вывод: задержка в освоении фондов ЕС может негативно сказаться на экономическом росте Латвии. Кроме того, стране особенно важно не потерять почти 5,6 миллиарда евро в этот период планирования (2014-2020 гг), поскольку уже в следующем периоде ожидаемый объем инвестиций сократится.
Из сказанного на заседании правительства Дианой Ранцане, ответственным за фонды ЕС представителем Минфина, можно сделать вывод: в прошлом периоде планирования Латвия успешно освоила практически все доступные средства. В текущем ситуация хуже — стране только сейчас удалось достичь прогресса в подготовительных работах.
Одна из возможных причин — желание Латвии реализовывать амбициозные, но противоречивые инфраструктурные проекты, для воплощения которых стране не хватает опыта. Среди них, например, план электрификации железной дороги.
Проблемным этот проект называет и Ранцане. На него Европейский фонд выравнивания выделил 346 миллионов евро. «Мы видим, что задержка относительно первоначального плана – годы, и видим, что Еврокомиссия также признала это проблемой и призвала очень срочно принять решение, чтобы иметь возможность финансирование успешно освоить», — отметила она.
КОНТЕКСТ
Корпус А2 больницы Страдиня изначально должны были строить вместе с другим корпусом — А1. Строительство последнего, хоть и не без проблем, но продвигается вперед, но на вторую часть проекта денег изначально не хватило. Первый корпус обойдётся в общей сложности в 86 млн, 24 из них — европейские. Но чтобы он реально работал нужно строить и второй — ещё за 150 млн. Откуда их взять и даст ли хоть что-то Европа, неизвестно. При этом договор со строителями составлен таким образом, что о второй очереди в нём и речи не идёт. Глава Минэкономики Дана Рейзниеце-Озола ранее заявила, что если больница Страдиня попытается реализовать вторую очередь проекта в рамках существующей закупки, это грозит потерей выделенного под этот проект финансирования из еврофондов. Впрочем, признала министр, такой риск существует и для первой очереди проекта. В Минздраве, однако, уверены — через 7 лет новую больницу закончат. Притом дешевле, чем планировалось: по 1,5 тысячи, а не по 2,8 тысячи евро за кв.м.
Глава Минфина Дана Рейзнице-Озола (Союз «зеленых» и крестьян) заявила, что Латвия именно в последние месяцы добилась большого прогресса — и ожидается, что уже в конце года европейские деньги начнут приходить в страну.
«У нас запланированы 60% финансирования и готовится 50% всех правил Кабинета министров. Это хороший показатель для этих нескольких месяцев. Нам даже удалось пролезть в бутылочное горлышко, когда поправки застряли на заседании госсекретарей. Теперь сложность — донести эти правила до правительства», — заявила министр.
Еврокомиссия тоже признает, что Латвия запаздывает, хотя была одной из первых стран, представивших свою программу освоения фондов ЕС. Элина Хаконен-Медингс, генеральный директор Еврокомиссии по региональной политике, рассказала, что в апреле на конкретные проекты были перечислены только 12% предусмотренных средств. Именно поэтому ведомству приходится постоянно поддерживать контакты с ответственными латвийскими учреждениями.
Еврокомиссия дипломатично напоминает: для Латвии фонды ЕС очень важны, поэтому страна не может позволить себе затягивать реализацию проектов или привлекать средства на бессмысленные программы.
По словам Хаконен-Медингс, в Латвии около 70% инвестиций в общественный сектор — это средства ЕС.
Правда, не всю ответственность можно возложить на политиков, поскольку значительная часть финансирования предназначена коммерсантам, например, на посредничество по кредитам. Возможно, некоторые предприниматели просто не знают, что некоторые программы, реализуемые институтом финансового развития Altum, берут средства из фондов ЕС.
Возможно, проблема и в том, что малый и средний бизнес больше заинтересованы в средствах, которые не придется отдавать. Рейнис Берзиньш, глава Altum, отметил, что в этой сфере ситуация постепенно улучшается.
Правда, утешить Латвию может то, что своевременное и эффективное освоение фондов — проблема в масштабах всего Евросоюза.