Поля, где осенью были посеяны озимые, радуют красивыми зелеными всходами. Зима в этом году была настоящей, но сейчас погода заставляет крестьян понервничать. Владелец крестьянского хозяйства Pīlādži в Дурбском крае Эрик Путра выращивает пшеницу, рапс и ячмень на площади больше двух тысяч гектаров. Говорит, что для зерновых культур нынешняя зима была очень хорошей:
«В морозы был снег. Нормальная зима. Если в субботу не подморозит... В прогнозе до минус восьми, это много. Потом морозов не обещают. В общем, если в эти выходные не померзнет, то все будет хорошо».
Гунтис Силениекс в хозяйстве Gudriķi Ницского края выращивает зерновые на площади больше пятисот гектаров, а также картофель, в том числе и семенной. Он тоже говорит, что зима была благосклонна к озимым посевам, обошлось практически без потерь:
«Разве что перелетные птицы начали возвращаться сейчас, садятся на поля и потравы делают. А с погодными условиями все хорошо».
Руководитель крестьянского хозяйства Upeskalni AB Кулдигского края Нормунд Фетерс-Фектерс рассказал, что на площади больше тысячи гектаров выращивается пшеница, рапс, овес, ячмень. Озимыми в прошлую благоприятную осень засеяли две трети полей.
«Зима нормальная была, наконец-то. Что мы сегодня видим – это все более-менее нормально, есть какие-то лужайки, где вода скопилась, но это мелочи. Всё зеленое, если не будет еще какого-то сильного мороза без снега, то все нормально», — прогнозирует фермер.
В прошлом году, по данным Центрального статистического управления, был самый большой валовой сбор зерна в истории Латвии — три с половиной миллиона тонн, это на 10,6% больше, чем в 2019 году. И урожайность была самой высокой — в среднем почти 46 с половиной центнеров с гектара, на четыре центнера больше, чем годом ранее. Неудивительно, что подавляющая часть латвийского урожая уходит на экспорт. Зерновые и другие сельскохозяйственные культуры, выращенные в Латвии, пользуются спросом по всему миру.
«Мы и картофель экспортируем, сами, без посредников. А остальные культуры мы продаем большим фирмам, которые их экспортируют дальше. Латвия себя кормит сама, однозначно, и многое остается», — сказал Гунтис Силениекс.
Нормунд Фетерс-Фектерс пояснил: в Курземе, конечно, не такие урожаи, как в Земгале, где почва от природы без лишних затрат уже дает больше, чем в Курземе.
«В принципе, зерно всё уходит на экспорт. Кроме семян, которые оставляем себе, и еще выращиваем семена не только для себя, но также и для других местных клиентов. Это немного, процентов 5-10, может быть. Остальное всё уходит».
Эрик Путра добавил, что все сто процентов продукции отправляет на экспорт:
«Все мое зерно уходит в Африку. Так что в Африке едят мой хлеб. Латвии, чтобы прокормить себя, хватит урожая, выращенного в одном Бауском районе, да еще и останется. Не нужно нам больше зерна».
Как скоро начнется посевная — сказать сложно. От погоды зависит: никто не будет сеять в мерзлую землю. Так что вряд ли техника выйдет на поля раньше начала апреля, скорее, ближе к середине. В любом случае — к началу мая все посевные работы завершатся.