Хотя шокирующих открытий о латвийских должностных лицах документы панамского бюро Mossack Fonseca не принесли, в них нашлись некоторые интересные детали – например, о роли офшоров в битве титанов вентспилсского транзита и о функциях отдельных латвийских банков, работавших с офшорами и нерезидентами.
Например, адвокат отстраненного от исполнения обязанностей мэра Вентспилса Айвара Лембергса просила компанию Mossack Fonseca сообщить, фигурирует ли имя ее клиента в данных нескольких офшорных компаний. А в списке владельцев SIA Puses, в свое время опосредованно владевшего Ventspils nafta, вот уж лет пятнадцать – компания с британских Вирджинских островов Annalisa Limited, которую учреждала Mossack Fonseca, и так далее.
Запутанные отношения Лембергса с офшорными компаниями, несомненно, интересны - но не менее важен вопрос, почему же бюро Mossack Fonseca в Риге было закрыто уже через пару лет после начала работы. Есть у De facto и Re:Baltica версия, основанная на панамских документах. В них довольно часто упоминается Rietumu banka. Сотрудники Mossack Fonseca передают один другому инструкции о передаче легализованных документов офшорных фирм с курьером в Rietumu banka в Риге. Чаще всего упоминаются конкретные работники – Сергей Щука, Елена Бабенко, Ксения Черненко. Подчеркивается и то, что в конверте не должно быть ни письма, ни сопроводительной записки - вообще ничего, что указывало бы на связь Mossack Fonseca с пересылаемыми документами.
В одном из писем сотрудник панамского бюро Тео де Регибюс (Theo De Regibus) спрашивает постоянного клиента, представителя интернет-ресурса france-offshore.fr Надаву Бенсусану, правильно ли он того понял, что все восстановленные документы обычно следует пересылать в банк в Латвии. Ответ – утвердительный.
И региональный директор Rietumu banka Сергей Щука лично ответил как минимум на одно письмо о возможности открыть счет офшорной компании в банке. Он перечисляет, какие документы банку необходимы, и успокаивает – если какие-то еще не готовы, их можно прслать позднее. Rietumu banka отказал журналистам в просьбе об интервьюировании своих сотрудников. На список посланных в банк вопросов ответы также не были получены.
В ряде случаев в Rietumu banka посылались документы офшорных компаний, связанных с Латвией – в них как директор работала фирма Laurence Pountney Ltd (Британские Вирджинские о-ва), чей зарегистрированный агент – местное бюро Mossack Fonseca. Прямо или косвенно компании через другие офшоры принадлежат либо принаждлежали семь латвийских фирм: Acario, Liberio, Amadus, Sarto, Fortal, Magsig, а также Jumi Centrum. Адес большинства – Рига, ул. Антонияс, 22-4. Любимый юридический адрес 92 фирм. Подвизались они в различных сферах. Многие уже ликвидированы, в том числе по решению налоговой службы.
Встретить кого-либо из владельцев фирм не удалось – квартиры номер 4 больше нет в этом доме, она после реконструкции присоединена к квартире номер 3. Вряд ли кто-то забирает и почту, поступающую на имя всех этих фирм…
Само привлечение офшоров к сделкам еще вовсе не означает чего-то противозаконного - это подтверждает и Служба госдоходов.
«Но ясно, что офшор можно использовать двумя способами. И как легальное средство, и конечно, для того, чтобы прятать в этих офшорах средства, чтобы скрывать подлинных бенефициаров, избегать уплаты налогов, оптимизировать их. Нелегально оптимизировать», - говорит замгенлиректора СГД по налоговым вопорсам Даце Пелека.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, с Латвией так или иначе связаны 1380 предприятий из «панамского списка». Cогласно результатам глобального журналистского расследования, в документах панамской юридической компании Mossack Fonseca упоминаются 10 латвийских клиентов этой «фабрики офшоров» — физических или юридических лиц, заказывавших создание офшорных фирм. С Латвией также связан 21 бенефициар открытых Mossack Fonseca компаний — это юридические или физические лица, на которых заканчивается офшорная юридическая цепочка (т.е. если речь идет, например, о перечислении прибыли — последнее звено; впрочем, это не гарантирует, что лицо, являющееся этим последним звеном, становится полноправным владельцем денег).
Наконец, в документах Mossack Fonseca фигурирует 81 латвийский совладелец офшоров (владелец всего или части основного капитала в таких фирмах), причем в мире офшорного бизнеса совладельцем считается любое лицо, зарегистрированное в качестве такового — в том числе и подставное.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в «панамском архиве» обнаруживается еще как минимум три латвийских следа — первый ведет в ближайшее окружение российского президента Владимира Путина, второй и третий — к депутату Госдумы и замминистра внутренних дел России соответственно. Mossack Fonseca с 2009 года предоставляла услуги регистрации офшоров состоятельным клиентам и в рижском дочернем бюро (по данным Регистра предприятий, как убедился Rus.lsm.lv, в июне 2012 года владельцы латвийской фирмы начали процесс ликвидации). Бюро действовало до декабря 2015-го.
В общей сложности в 11 млн. листов документов Mossack Fonseca упоминаются свыше 140 политиков и государственных должностных лиц, в число которых входят в том числе и бывшие или действующие президент и премьеры Украины, Пакистана, Грузии и Исландии, а также родственники президентов Азербайджана и Казахстана.