«Существует информация, что иероглиф на китайском, который означает «кризис» - выглядит так же, как «возможность». Эта ситуация – возможность для всех – для Великобритании, ЕС, Латвии и предпринимателей»,
- заметил глава организации.
Возможностей и сценариев, по мнению Эндзиньша, может быть множество. Как именно всё будет развиваться – пока что сказать сложно. Это будет ясно только через год-полтора. В любом случае, Латвии нужно «выполнить домашние задания», чтобы быть готовой к любому исходу – и положительному, и... менее положительному.
«Если будет развиваться такой сценарий, при котором свободное движение капитала и услуг не продолжится, то это проблема. Если же с договорами все будет решено в лучшем виде - то нет», - сообщил Эндзиньш.
В случае, если добиться сохранения свободного потока товаров и услуг между странами не удастся, Латвии придется рассмотреть возможности установления своих резиденций в других странах ЕС и искать новые рынки экспорта. Но уже сейчас для нашей страны существует возможность привлекать английские компании в Латвию, пояснил Эндзиньш:
«Их может привлечь то, что здесь довольно спокойно во всех отношениях. В то же время нам требуется провести радикальную реформу налоговой системы. Сейчас у нас есть соглашение с премьер-министром, что до 1 апреля следующего года должна быть разработана и утверждена Кабинетом министров новая налоговая стратегия на среднесрочный период. В принципе, есть договоренность, что налоговая стратегия должна быть конкурентоспособна. Тогда мы успеем привлечь инвесторов из Великобритании», - объяснил Эндзиньш.
В то же время Великобритания является донором для ЕС. Ее выход из альянса означает дальнейшее сокращение объемов еврофондов. На процентов 90 ясно, по мнению Эндзиньша, что фондов с 2022 года уже не будет:
«То есть нам нужно подготовиться жить без них. Это время нужно просто использовать, чтобы мы могли разобраться в финансах без помощи еврофондов. Для этого нам нужно многое сделать. Как сказал мой коллега - Латвия может делать что-то хорошее в двух ситуациях. Когда у нас глубокий кризис – мы тогда как-то собираемся и принимаем хорошие решения. И вторая ситуация – когда мы к кому-то присоединяемся (НАТО, ЕС). А когда все спокойно, то мы плывем по течению и нужных решений не принимаем», - считает он.
Новые возможности благодаря Brexit появляются и для ЕС. В том смысле, что нужно пересмотреть догмы и позиции, как работать Евросоюзу внутри, чтобы примеру Великобритании не последовали другие страны.