«С этим пунктом сразу же возникают две проблемы. Во-первых, на мой взгляд, принятое решение противоречит Сатверсме. Если цель была добиться того, чтобы каждое лицо имело хотя бы минимальные социальные гарантии, это хорошая цель. Но если я работаю где-то на полную ставку, а также еще в другом или других микропредприятиях, то взносы социального страхования буду вынужден платить в каждом из них», - заявил Эндзиньш, добавив, что он лично попадает в такую ситуацию.
«В законе говорится, что если кто-то работает на неполную ставку, за такого сотрудника нужно платить ¾ от рассчитываемого с минимальной заработной платы взноса социального страхования. Работодателю это невыгодно. И варианта тут только два: этого сотрудника уволят или же направят в зону теневой экономики», - посетовал Эндзиньш.
Эндзиньш не исключает, что обратится в Конституционный суд. Правда, сделать он это сможет не раньше января.
«Как частное лицо я могу обратиться в конституционный суд, когда понесу убытки. И только в январе, когда я заплачу взносы социального страхования с полной ставки и в других местах, у меня появится юридическое обоснования для иска. Я уже предупредил депутатов и премьера, что готов пойти на этот шаг», - сказал глава LTRK.
Однако представитель Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс считает, что оснований для иска в конституционный суд нет.
«Сложно это будет. Ведь социальный налог суммируется только для самого лица. Можно, конечно, обращаться и жаловаться, что меня заставляют откладывать на пенсию или еще какой-то случай. Но я сильно сомневаюсь, что из этого что-то выйдет», - сказал Лейшкалнс.
На что Эндзиньш ответил, что ему, как юристу по образованию, это видится иначе.
За людей с неполной занятостью взносы обязательного социального страхования с нового года придется платить так, словно они работают на полную ставку — не менее чем с 75% минимальной зарплаты независимо от реально зарабатываемой суммы. Еще через год, как уже писал Rus.lsm.lv, «период милосердия» окончится, и отчисления в бюджет нужно будет делать уже по меньшей мере со 100% минимальной зарплаты.
Авторы нормы подсчитали, что, установив минимальный размер взносов обязательного социального страхования, удастся дополнительно влить в бюджет почти 69 млн. евро. Годом позже сумма должна вырасти уже до 118 млн. евро. Возможно, это и есть причина, по которой политики не хотят ничего менять: слишком уж уменьшатся плановые поступления в бюджет.